Войти в почту

Колыбельные для йети. Пермская журналистка выпускает свой сольный альбом

В Перми Мария Русак работала журналистом и редактором. После почти десятилетнего стажа девушка решила бросить всё, переехать в Санкт-Петербург и посвятить жизнь свободе и чистому творчеству. После нескольких лет «живых» выступлений родился музыкальный проект «Маруся-русак», который в этом году записывает свой первый альбом. Корреспондент «АиФ-Прикамье» побеседовал с легендой «нового городского романса» о том, почему свобода важнее высокооплачиваемой работы и почему современной группе необязательно записывать свои песни. – Как журналистка стала популярной столичной певицей? – Я никогда не чувствовала себя журналистом, хотя неплохо начинала. Я могу работать по специальности, но в какой-то момент перестала видеть смысл в этой профессии. Меня хватило ненадолго. Уже несколько лет я не смотрю телевизор, выбросила его на помойку, не интересуюсь новостями. Вокруг столько информационного шума, чужих мыслей и чувств, что к своим пробиться невероятно сложно. Уже несколько лет я скорее подрабатываю, а не работаю. После работы на радио, я уже попробовала себя и в роли продавца тарелок фрисби, учила московских детей в Болгарии азам радиожурналистики, работала аниматором на корпоративах, была редактором каких-то книг, путешествовала, учила русскому языку испанцев в Барселоне. Сейчас осваиваю профессию массажиста. Александр Еренко, «АиФ-Прикамье»: – К выходу в свет готовится ваш первый альбом... Мария Русак: – «К выходу в свет» – это точно сказано. Он называется «Колыбельные для йети». У меня еще нет опыта материнства, но написание каждой песни похоже на рождение ребёнка. Как будто что-то действительно через меня стремится высвободиться и оказаться здесь, под нашим Солнцем. – О чем ваши песни? – Непростой вопрос. Некоторые мои родственники сказали бы, что песни мои – белиберда какая-то. То блаженный крыжовник пугает цветы садовником и его секаторами, то всех несчастных детей планеты благословляет горилла, чтобы детки стали снова веселы, то вдруг морские котики стараются обогреть замерзающего в степи ямщика. (смеётся) Конечно, эти песни обо мне, в них зашифрованы мои чувства, мысли, опыты, встречи и расставания. Через творчество я могу заглянуть очень глубоко внутрь себя, куда заглядывать трудно или страшно. И сделать это можно через иносказание, метафору, ассоциации. Бывает, я перечитываю тексты и нахожу новые смыслы. Поражаюсь этому каждый раз. – Есть ли у вас музыкальное образование? – В детстве я окончила музыкальную школу, но занималась из-под палки, из послушания, по-настоящему музыка вряд ли была мне интересна. Я хотела гулять с друзьями, а не этюды разучивать. Поэтому базовые знания в музыке у меня есть, конечно, но я так и не научилась достойно играть на пианино или на гитаре. – У вас образ жизнерадостного человека, почему же песни ему не соответствуют? – О да! Из двенадцати песен на альбоме только в одной нет ничего про смерть (смеется). В остальных эта загадочная дама так или иначе присутствует. Это и меня удивляло поначалу. Ведь я действительно привыкла считать себя позитивным человеком. А в песнях – океаны печали. Сейчас я принимаю это, позволяю себе быть разной, чувствовать весь возможный спектр эмоций. Недавно у меня гостила тётушка. Ей было очень грустно от моих песен. Она удивлялась, как я вообще могла такое написать. Часто люди избегают чувств, которые принято в считать «плохими». Может, поэтому так много людей больны алкоголизмом, имеют разного рода зависимости. Подавленная печаль всё равно как-то должна вырваться наружу. К счастью для меня, моя печаль высвобождается через творчество. – Как рождаются на свет ваши песни? Нужно ли особое состояние? – Я всю жизнь искренне считала, что не умею писать песни. Петь-то я еще как-то пела: помню, девчонки в детском лагере рыдали навзрыд под романсы, которые я исполняла под гитару, играя кое-как. Но мои стихи были жутко примитивны и шаблонны. Школьные учителя, которые меня хвалили за сочинения в стихах, должны были меня ругать. Глядишь, я бы поумнела быстрее, а не к 30-ти годам. А этим летом что-то случилось, как будто кто-то повернул ключик и сундучок с сокровищами приоткрылся. Всё лето ко мне приходили песни. Иногда по одному слову в день, иногда по две песни за день. И я «тестировала» свежую песенку на друзьях и только тогда уже окончательно могла понять, это что-то настоящее или нет, хорошая песня или фигня. Но поначалу я совершенно не могла осознать собственное творение и опиралась на мнение окружающих, как на костыль. Слава богу, рядом оказались чуткие друзья, в которых отзывалось то, что я делаю, и тогда я осмелилась подумать, что могу заниматься музыкой, писать песни и выступать на полном серьезе. Так постепенно начала верить в себя, в эти странные тексты и мелодии на двух-трех аккордах. Еще у меня появился косвенный признак того, что песня родилась из сердца, а не из ума. Раньше я не запоминала ни строчки из того, что ваяла, а эти песни запоминались сразу же. И я чувствовала тепло в груди, будто невидимая ниточка соединяет меня с чем-то космическим, глубоким океаном неведомого мне Соляриса. – Есть ли у вас источник вдохновения? – Каждая моя песня (а, значит, и я тоже) – это не что-то автономное. Каждый из нас – как плодородная почва. Почва, земля – это колоссальных масштабов «мясорубка», перемалывающая миллионы форм жизни, умершие и снова возродившиеся. И вот я записывала песни, трансформировала факты своей жизни, чужое творчество, пережитые эмоции, людей, приходивших в жизни и уходивших из нее. Какие-то песни родились благодаря уже давно умершим людям, Джо Кокеру и Дженис Джоплин, например, или Анне Ахматовой, или трагически ушедшей из жизни моей тёти. – Насколько прибыльно сейчас быть музыкантом в России? – Понятия не имею! Пока все свои средства я трачу на музыку. Ради этого можно и на работу выйти. Музыканты, которых я сейчас встречаю, небогаты, но счастливые. – Согласны ли вы с тем, что современному музыканту больше не нужно записывать альбомы? – Если говорить о торговле музыкальным контентом, то – да. Сегодня не обязательно записывать альбомы. Сейчас, когда у каждого в телефоне есть интернет, современный музыкант должен быть максимально «живым», должен как можно чаще выступать на публике, а не увлекаться электронными экспериментами и записями «неживых» песен. Для меня выпуск альбома стал некой опорной точкой. Я просто фиксирую пережитое, чтобы оставить это в памяти и двигаться дальше, вырастая вместе с моими слушателями. – Почему люди всё чаще уходят от прибыльной работы к неприбыльному творчеству? – Человеку в офисе душно. Если говорить о себе, могу сказать, что я просто физически чувствовала, как бесцельно утекает моя жизнь. Не думаю, что только у меня возникало чувство потраченного времени. Современный человек вынужден вариться в чужой повестке: Сирия, скандалы в правительстве, нарушения прав и свобод, протестные акции... Из-за новостей, которых нельзя избежать, порой кажется, что собственной жизни и не осталось. Спасает только творчество, каким бы оно ни было. – Что придает сил человеку, занимающегося творчеством? – «Сила в правде, брат» (смеется)! И эта правда может быть только моя личная. Можно говорить много чужими словами – я сама еще это часто делаю, увы. Но для того, чтобы спичка зажглась, придется чиркнуть по душе, прожить что-то, пропустить через себя живого. Благодаря рожденным песням я начала меньше бояться того, что меня не станет, что мое тело рано или поздно растает, как размытый волной песочный замок. Бесследно уже не исчезну. След уже остался.

Колыбельные для йети. Пермская журналистка выпускает свой сольный альбом
© АиФ Пермь