Ещё
Самые ожидаемые фильмы ужасов 2020 года
Самые ожидаемые фильмы ужасов 2020 года
Фильмы
Энистон напугала фанатов, выпрыгивая из-за дивана
Энистон напугала фанатов, выпрыгивая из-за дивана
ТВ
"Скандалы, ультиматумы, запои, ловля его по Москве"
"Скандалы, ультиматумы, запои, ловля его по Москве"
Актеры
Картина "Текст" стала лучшим фильмом года
Картина "Текст" стала лучшим фильмом года
Фильмы

Разрушители стен 

Завершается Берлинский кинофестиваль
Фестиваль кино
Завтра будут объявлены и вручены награды 66-го Берлинале. Его предварительные итоги подводит .
Можно почти не сомневаться, что жюри под руководством вынесет политически взвешенные решения. И какими бы они ни оказались, вряд ли серьезно повлияют на судьбы кинематографа: на Берлинском фестивале, во всяком случае в конкурсе, в этом году не было принципиальных открытий. Однако температура Берлинале не казалась пониженной, поскольку подогревалась событиями, происходящими за стенами кинозалов. Фестиваль, славящийся своей ангажированностью, воспитал неравнодушную, левоориентированную публику, и это самое главное достижение. Многие годы Берлинале существовал в искусственной резервации, окруженный стеной, но именно тогда он выработал стремление во что бы то ни стало прорваться в реальный, пусть даже во многом враждебный мир, который олицетворяла соседняя ГДР. Фильмы из Восточной Европы, которая интриговала, пугала и привлекала, стали главной специализацией западноберлинского фестиваля. А когда стена пала, здесь стали разрушать другие стены — между Китаем и Тайванем, между Голливудом и европейским артхаусом…
В этом году фокус наведен на стену, разделившую разные цивилизации, миры богатых и бедных. Прежде всего, на афро-азиатских беженцев, штурмующих твердыню европейской демократии и часто об эту твердь разбивающихся. Каждый официальный просмотр в «Берлинале палас» начинался с призыва вносить пожертвования в поддержку пострадавших: при выходе для сбора выставили специальные оранжевые ящики. И лучший фильм фестиваля «Огонь в море» (см. «Ъ» от 16 февраля) посвящен этой теме. Другая заметная картина конкурса «Я — Неро» воспроизводит проблему на других географических меридианах, но, в сущности, говорит о том же. Сюжет завязывается на мексикано-американской границе, с едким юмором изображенной в виде волейбольной сетки, через которую мальчишки перекидываются мячом. И сами они тоже перепрыгивают через эту условную преграду: так главный герой, юный мексиканец Неро, оказывается в США, и не где-нибудь, а на Беверли-Хиллз. Однако перейти границу еще не означает переломить свою судьбу.
Неро сталкивается с неприличным богатством, безумием, ложью, подлостью, но это не остужает его желания получить американскую грин-карту. Ради этого он идет выполнять военную миссию на Ближний Восток. Что происходит с такими миссионерами поневоле, которых власть рассматривает как пушечное мясо, — об этом вторая половина фильма «Я — Неро». Его постановщик характерен для сегодняшнего космополитического контингента новой режиссуры, тоже разрушающего стены и преодолевающего границы культур. Он родился в Иране, бежал в Англию, начал работать в кино во Франции ассистентом Годара и Каракса, потом обосновался в США. Тема преодоления границ и темных зон истории присутствовала не только в сюжетах фильмов, но и в самих фестивальных ритуалах. Например, показ португальского фильма «Письма с войны» Иво М. Феррейры, воспроизводящего эпизоды колониальной войны в Анголе, проходил в присутствии ангольского и португальского послов и даже премьер-министра Португалии. А американский посол не погнушался посетить премьеру конкурсной картины «Zero Days» документалиста-оскароносца Алекса Гибни, несмотря на то что в ней жестко критикуется деятельность спецслужб США и Израиля, в частности в области использования грязных компьютерных технологий.
К перечню важных тем конкурса, разумеется, нужно отнести и те, что подняты в фильме «Одни в Берлине» (экранизация антифашистского романа Ханса Фаллады «Каждый умирает в одиночку») и Денисом Тановичем, который посвятил свою «Смерть в Сараево» балканским конфликтам, замешанным на сербском национализме. Увы, ни усилия таких прекрасных актеров, как  и , ни гротескные драматургические ходы не спасли эти фильмы от банальности и художественных провалов. Не удалось притвориться чем-то большим, нежели серией красивых туристических картинок, китайскому «Встречному течению» (режиссер Янг Чао), чей молодой герой плывет по реке Янцзы, спит с красавицами и посещает буддистские храмы.
Благородной скукой веяло от декоративного байопика «Гений» Майкла Грандаджа, посвященного писателю «потерянного поколения» Томасу Вулфу и его не менее талантливому редактору Максу Перкинсу, которых связала теснейшая, можно сказать, роковая дружба. Первого играет , второго — , а между ними стоит в образе художницы Алин Бернштейн, чуть не покончившей с собой из-за любви к писателю. Но и эти имена, и эти страсти ярче звучат в пересказе, чем в самом фильме. Не назовешь шедевром и «Коммуну» о последних могиканах датской сексуальной революции, однако в этом фильме есть первоклассная женская роль, сыгранная Трине Дюрхольм — лучшей кандидаткой на актерский приз.
У киноманов к концу фестиваля осталась только одна надежда на волшебный прорыв в конкурсе — это фильм «Колыбельная скорбной тайне», правда, тоже связанный с политикой, ибо построен на материале филиппинской антиколониальной революции. Режиссер этой картины Лав Диас выступил в типичном для него восьмичасовом метраже. У «Колыбельной» есть конкурентка и за пределами конкурса, в программе «Форум»: целых 12 часов длится «Тень Шамиссо» немки , снятая на Чукотке и Камчатке. Тех же, кто ценит свое время, но тоже не хочет остаться обделенным художественными эмоциями, полностью удовлетворил полуторачасовой фильм «Изобретение» визуального художника . Из залов Лувра он, невидимый автор, перемещается в модернистские кварталы Сан-Паулу, выстроенные , наблюдает жизнь улиц, людей и собак с такой же завороженной пристальностью, как классические полотна и скульптуры. Это совсем не похоже не суетливый почерк современных цифровых съемочных аппаратов; камера Льюиса творит чудеса, опрокидывая зрителя в воронки ар-декошных лестниц, переворачивая мир под разными углами, выворачивая его наизнанку и при этом ни на миг не нарушая медленного невозмутимого ритма. Настоящее хичкоковское головокружение, оптическое наслаждение для глаз.
Видео дня. Какую шутку Раневская не простила Рине Зеленой
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео