Войти в почту

Дирижер польского кинематографа: Анджей Вайда отмечает 90-летний юбилей

МОСКВА, 6 марта. /ТАСС/. Знаменитый польский режиссер театра и кино, обладатель премии "Оскар", "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля, борец за независимость Польши, создатель нескольких десятков антивоенных картин, ставших классикой мирового кинематографа Анджей Вайда отмечает 90-летие. О главных фильма польского режиссера – в материале ТАСС. Трилогия о войне В большом кино Вайда дебютировал в 28 лет, когда на экраны вышел его первый полнометражный фильм с громким названием "Поколение", положившей начало его "драме в трех актах", продолженной затем "Каналом", отмеченным особым призом жюри Каннского фестиваля, и знаменитым "Пеплом и алмазом", за который Вайда получил приз ФИПРЕССИ в Венеции. "Поколение", одну из ролей в котором, кстати, сыграл другой знаменитый режиссер – Роман Полански, стало своего рода манифестом польской молодежи – опаленной войной и жаждущей свободы. Этой же картиной Вайда закрепил за собой антивоенную миссию своего творчества, метафорично рассказывающего о большой трагедии в истории страны и судьбах конкретных людей. "Канал", который был посвящен Варшавскому восстанию 1944 года, принес режиссеру звание лидера нового польского кино, исследующего политические и социальные темы, недоступные еще несколько лет назад. Самой страшной и выдающейся работой режиссера стала заключительная часть военной трилогии – лента "Пепел и алмаз", в которой Вайда показал не столько противостояние "Армии Крайова" и "Армии Людова", сколько вечный поиск человеком свободы, какой бы они ни была. В СССР "Пепел и алмаз" подвергся цензурным нападкам и был запрещен для показа, на советские экраны фильм вышел лишь спустя семь лет после его триумфа на Венецианском кинофестивале в 1958 году. "Земля обетованная" Жесткая социальная драма, в художественных приемах которой отмечается влияние на Вайду творчества Сергея Эйзенштейна, рассказывает о трех приятелях, мечтающих построить крупную ткацкую фабрику и разбогатеть. Здесь опять мечта о счастливом будущем сталкивается о жестокую реальность и человеческую натуру, готовую идти на уступки морали и нравственности. Яркий антикапиталистический посыл фильма был отмечен и на Московском международном кинофестивале 1975 года, где Вайда за эту работу получил Золотую статуэтку Святого Георгия. Притчи о человеке В конце 1970-х – начале 1980-х годов Вайда создает дилогию о человеке. Сначала на экраны вышел фильм "Человек из мрамора", рассказывающий о работе над документальной картиной, посвященной "разоблачению мифа" о каменщике-стахановце Матеуше Бирките. Через несколько лет зрители увидели "Человека из железа", где сын Биркута – Мачей Томчик, рабочий на судоверфи в Гданьске, становится активным участником нового профсоюзного движения "Солидарность". Томчика и членов новой организации должен своими сюжетами скомпрометировать журналист Винкель. Эту дилогию многие критики называли самыми политическими фильмами Вайды, который дружил и всячески поддерживал лидера "Солидарности" Леха Валенсу (о нем режиссер снял и свою последнюю на данный момент работу "Валенса), однако "Человек из мрамора" и "Человек из железа" стали настоящими притчами об идеалистах, готовых отстаивать свои идеи до конца, и проблемными высказываниями о взаимоотношениях творца и власти, которые и сейчас выглядят крайне актуально. "Человек из мрамора" был отмечен премией ФИПРЕССИ Каннского фестиваля, а "Человек из железа" получил там "Золотую пальмовую ветвь". "Дантон" История французской революции, в которой критики находили прямые отсылки к польской "Солидарности", а некоторые даже метафоры "холодной войны" СССР и США. Однако "Дантон", главную роль в котором сыграл француз Жерар Депардье, был очередным антивоенным высказыванием Вайды, которые всегда осуждал революции, приводящие к большим человеческим жертвам, но в то же время поддерживал идеалистов, готовых пожертвовать собой ради изменений к лучшему и борьбы с несправедливостью мира. Влияние Достоевского Неудивительно, что одним из главных писателей для Анджея Вайды стал Федор Михайлович Достоевский. Польский режиссер экранизировал его "Бесов", хотя и был не очень доволен этой картиной, и делал телеверсию "Преступления и наказания". Самой интересной его работой стала лента "Настасья" по мотивам романа "Идиот". Снятый в стилистике японского театра кабуки фильм Вайды представляет собой сложный для киновоплощения и восприятия на экране эксперимент, когда ведущий актер театра Бандо Тамасабуро играет сразу две роли – Настасьи Филипповны и князя Мышкина. "Пан Тадеуш" Экранизацию одноименной поэмы главного польского поэта Адама Мицкевича режиссер Анджей Вайда называет своим любимым фильмом. Действие ленты происходит в начале XIX века на фоне войны Наполеона с Россией и очередным переделом Речи Посполитой. История чистой любви на фоне трагической эпохи – войны не только между странами, но и между семьями. Метафора ожидания перемен и больших политических изменений, заложниками которых остаются обычные люди. Главную роль в фильме сыграл Даниэль Ольбрыхский, открытый мировому кинематографу именно благодаря картинам Анджея Вайды. "Катынь" Трагическая история, посвященная отцу Анджея Вайды, который был расстрелян в Катыни, вызывала большие споры в России и даже срывы показов этой по-настоящему страшной и глубоко личной для Вайды картины, в которой он, спустя много лет, вновь вернулся к волновавшей его военной теме. Судьба четырех польских офицеров и – главное – их родственников, которые не знают правды, затрагивает историю Польши и России. В первой фильм был обязателен для просмотра военными, в нашей стране картина не вышла в широкий прокат, хотя посмотреть ее стоит всем, особенно идеализирующим советское прошлое.

Дирижер польского кинематографа: Анджей Вайда отмечает 90-летний юбилей
© ТАСС