Ещё
Стали известны лучшие фильмы за последние 10 лет
Стали известны лучшие фильмы за последние 10 лет
Фильмы
Актеры, которые отказались от культовых ролей
Актеры, которые отказались от культовых ролей
Актеры
Что сделали с КамАЗом из сериала "Дальнобойщики"
Что сделали с КамАЗом из сериала "Дальнобойщики"
Сериалы
Импровизации в "Место встречи изменить нельзя"
Импровизации в "Место встречи изменить нельзя"
Фильмы
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Документальный, Музыкальный
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Рождество на двоих
Рождество на двоих
Ромком
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Ржев
Ржев
Драма, Военный
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Война токов
Война токов
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Лев Яшин. Вратарь моей мечты
Лев Яшин. Вратарь моей мечты
Биография, Драма, Семейный
Купить билет
Сиротский Бруклин
Сиротский Бруклин
Драма, Криминальный
Купить билет
Ford против Ferrari
Ford против Ferrari
Биография, Драма, Спортивный
Купить билет
Аванпост
Аванпост
Триллер, Фантастика
Купить билет
Давай разведемся!
Давай разведемся!
Комедия
Купить билет
Грех
Грех
Биография, Исторический, Драма
Купить билет
Прекрасная эпоха
Прекрасная эпоха
Трагикомедия
Купить билет
Решала. Нулевые
Решала. Нулевые
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
21 мост
21 мост
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Тварь
Тварь
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
МУЛЬТ в кино. Выпуск № 108. А нам не холодно!
МУЛЬТ в кино. Выпуск № 108. А нам не холодно!
Мультфильм
Купить билет

Кино про настоящее кино: фильм недели — «Хичкок/Трюффо» 

Кино про настоящее кино: фильм недели — «Хичкок/Трюффо»
Фото: Forbes.ru
Что-то все-таки меняется в нашем прокатном королевстве. Сам бы не поверил, если бы лично не подсчитал: вышедший вчера документальный фильм в одной только Москве демонстрируют 24 кинотеатра. Да, некоторые на одном-двух сеансах в день. Но еще недавно такой фильм решились бы показать максимум в двух-трех залах, включая Санкт-Петербург.
В 1962 году известный критик , ставший к тому времени известным режиссером после фильмов «Четыреста ударов», «Стреляйте в пианиста» и «Жюль и Джим», уговорил на длинную беседу о том, как тот снимал свои картины, о его методе, его идеологии. В результате 52-часового разговора, важную роль в котором (как и в судьбе Трюффо вообще) сыграла переводчица Хелен Скотт, появилась книга о Хичкоке и искусстве кино, сделанная в виде диалога двух мастеров, между которыми, на первый взгляд, нет и не может быть ничего общего.
В 1966-м она вышла на французском, через год на английском. В 1996-м появился русский перевод, сделанный замечательным критиком и киноведом Ниной Цыркун — введение и одну из глав перевел другой наш знаменитый киновед и философ .
Фильм «Хичкок/Трюффо» впервые показали на прошлогоднем Каннском фестивале. Его сотворили два легендарных человека, оба в прошлом кинокритики: глава французской синематеки Серж Тубиана и директор Нью-Йоркского кинофестиваля . Они написали сценарий, а Джонс стал заодно режиссером фильма.
О ЧЕМ ЭТО.
О том, что есть страны, в которых особенно сильна власть интеллектуалов. Главная из них, а возможно, и единственная в мире — Франция. Власть интеллектуалов сильна там настолько, что способна перевернуть многие представления, бытующие в мире.
В 1951 году во Франции появился новый журнал о кино «Кайе дю синема», первым главным редактором которого стал влиятельный критик, историк и теоретик кино Андре Базен. Под крылом Базена сформировалась команда молодых радикальных критиков: Годар, Трюффо, Ромер, Риветт, Шаброль. Они сформировали новые представления об авторском кинематографе, о киноискусстве. И в итоге все как один ушли в режиссуру, создав так называемую французскую новую волну, которая повлияла на весь лучший мировой кинематограф 1960-70-х — от советского до американского.
Вместе с тем «Кайе дю синема» обосновал свой — новый — ряд истинно великих мировых режиссеров-авторов, режиссеров-художников. Понятно, что в него попал, скажем, Бергман. Куда неожиданнее, что там же оказался и работавший в Голливуде англичанин Хичкок, который всю жизнь считался режиссером коммерческим, мастером унести кассу, специалистом по «низким жанрам». Не зря он так и не удостоился «Оскара», хотя, справедливости ради, все же номинировался, аж пять раз, на звание лучшего режиссера.
У нас тоже было время журналов-манифестов. 1990-е, журнал «Сеанс». Этот журнал тоже пытался стать теоретиком новых радикальных кинонаправлений. Но действительность ему не соответствовала. Герман, Сокуров да Балабанов — вот три звезды «Сеанса».
На трех звездах радикальную концепцию, да еще и основываясь на столь разных по мировоззрению и возрасту режиссерах, даже национальную концепцию не создашь.
«Кайе дю синема» и прежде всего Франсуа Трюффо сумели кардинально изменить взгляд на Хичкока. Из мастера саспенса, умевшего довести зрительское напряжение до предела (Трюффо заодно оправдал и саспенс) Хичкок превратился в одного из величайших режиссеров в истории. Равного в Америке середины XX века разве что Орсону Уэллсу. Был признан истинным художником, писавшим свои картины с помощью кинокамеры.
До книги Трюффо списки лучших лент всех времен обычно возглавляли «Броненосец „Потемкин“ и „Гражданин Кейн“. К концу XX века в ходе опросов первенство почти всегда доставалось „Головокружению“ Хичкока. Как говорит один из комментаторов фильма, сцена, когда героиня в „Головокружении“ выходит из ванной, полностью преобразившись в бывшую погибшую возлюбленную персонажа , а тот на нее смотрит — это лучшая киносцена всех времен и народов.
ЧТО В ЭТОМ ХОРОШЕГО. СТРАННОСТИ.
Мои коллеги-критики из России, в отличие от западных, фильм, в основном, ругают. По-моему, это чистой воды снобизм и пижонство. Я, дескать, умнее тупой публики. Для меня следовало снять что-то более радикальное и неожиданное. Авторы фильма Серж Тубиана и Кент Джонс вроде как фигуры, а меня разочаровали.
Критикам фильма не нравятся комментаторы — известные режиссеры, которые высказываются о Хичкоке и Трюффо. Им не нравится, что не отыгран момент, будто Трюффо, имевший сложную судьбу в детстве, искал в Хичкоке отца. Но это отыграно и очень даже — больше того, сказано, что Трюффо искал отца и в первом редакторе „Кайе дю синема“ Андре Базене, и в режиссерах Жане Ренуаре и .
Критикам фильма не нравится, что не вскрыты кошмарные тайны Хичкока, не взломаны его комнаты Синей Бороды — а есть свидетельство, что такие комнаты были? Итоговая претензия: фильм недостаточно радикален. Ну да: Серж Тубиана и Кент Джонс должны были снять картину не для публики, которую взялись бы показать двадцать четыре московских кинотеатра, а нечто беспредельное, что посмотрели бы пять критиков на маргинальном фестивале где-нибудь в Дубае. А после провели между собой занудную дискуссию.
Между тем мы сегодня имеем ситуацию, которая не только сопоставима с ситуацией Трюффо-Хичкок в 1950-60-е, но и куда более опасную.
Сегодня мировая публика, не говоря о неразвитой нашей, не имеет понятия о „Кайе дю синема“, о французской новой волне, о Трюффо. И даже о Хичкоке. А те, кто что-то о нем знает, уверены, что он бы мэтром ужаса.
Теперь появился фильм. который популярно и интересно доказывает, причем демонстрируя кадры из лучших лент Хичкока, что он был едва ли не величайшим из всех, кто пока что снимал фильмы. В частности, потому, что обладал уникальным талантом — сделать зрителей соучастниками и даже по сути соавторами своих фильмов. Голливудские режисеры-современники Капра, Форд, думали о том же. Но Хичкок пошел дажьше всех.
Я надеюсь, просветительский посыл фильма сработает. Хотя бы в отдельных случаях. В отсутствие в Москве реальной синематеки, то бишь Музея кино, при исчезновении реальных познавательных телепередач про кино фильм „Хичкок/Трюффо“ хоть кому-то, да поможет набраться знаний и просветлить мозги.
Это ведь всегда происходит внезапно — если есть желание узнать новое. Много лет назад, когда соавтор сценария фильма „Хичкок/Трюффо“ Серж Тубиана был очередным главным редактором все того же „Кайе дю синема“, он обронил в одном из своих интервью: „Америка, порождающая таких гениев режиссуры как Коппола, Скорсезе и Иствуд…“
Я был шокирован. Коппола, Скорсезе — да. Но ставить в один ряд с ними Иствуда? Он тогда еще не получил „Оскаров“ за „Непрощенного“. Иствуд, как некогда Хичкок, казался мелким спецом по низким жанрам. Благодаря Сержу Тубиане я стал понимать, что Иствуд — гений.
Так и Трюффо, и авторы фильма, снятого на основе его книги, стали постепенно понимать, что Хичкок — гений. Трюффо ставил его в один — не вполне ожиданный — ряд с Кафкой, Достоевским и . А что? Вот это точно радикально.
НАШ ВАРИАНТ РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА.
Российское оценило эффективность проекта „Хичкок/Трюффо“ и спешно вкладывает деньги в замыслы „Критик А. /Режиссер Говорухин“, „Критик Б. /Режиссер Юрий Кара“ и „Критик В. /Режиссеры — все скопом Михалковы“.
Видео дня. Что стало с актерами из фильма «ДМБ»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео