Войти в почту

У очень плохого сериала Первого канала «Лестница в небеса» невероятный рейтинг. Практически как у шоу «Голос. Дети» - самой-самой популярной программы страны. Год только начался, но очень возможно, что «Лестница в небеса» так и останется самым популярным сериалом 2016-го. Настолько его рейтинг крут и недосягаем. Сериал плох настолько, что сил уже нет рассказывать, где именно и почему. Да вы сами его посмотрите и все поймете. Или отклики почитайте. На двести процентов уверен, что со мной согласятся те, кто этот сериал снимал, кто в нем снимался, кто покупал и ставил потом в эфир. То есть те, кто сейчас радостно потирает ручки: «Йес! У нас получилось!» Напомню, популярность сериала прямо влияет на выручку от продажи рекламы, размещенной внутри него. Так что «Лестница в небеса» попала в яблочко и принесла всем причастным очень много денег. Также я абсолютно уверен, что всем причастным к успеху «Лестницы...» немного стыдно. В кинокомпаниях и на телеканалах работают преимущественно образованные, интеллигентные люди. Многие из них способны цитировать по памяти большие куски из Набокова или другого любимого писателя. Они знают мировую киноклассику и в курсе всех главных сериальных премьер на телеканалах Америки и Европы. Многие из них захаживают в театры, некоторые даже в Большой. И обладая таким интеллектуальным багажом, они снимают для нас с вами «Лестницу в небеса». - Вы же Breaking Bad видели? «Доктора Хауса»? - спросил я однажды руководителя департамента, отвечающего за закупку сериалов на одном из главных наших каналов, большого умницу и крайне влиятельную персону на российском телерынке. - Конечно! - воскликнул он. - А почему тогда у нас снимают то, что снимают?! И тут этот серьезный человек произнес для меня краткую назидательную речь о том, что нельзя о зрителе судить по себе. Мол, зрителя надо уважать и предлагать ему продукт согласно его, а не вашим вкусам. Так рождаются сериалы типа «Лестницы в небеса». Позже я нашел фрагмент выступления этого господина на семинаре для телевизионных сценаристов. Не пишите «под себя», учил гуру. Зрителю надо проще и понятнее. Плохо снимают умные люди, потому что они думают, что если снять хорошо, мы не поймем и смотреть не будем. А рейтинги показывают, что плохой сериал «Лестница в небеса» - это хорошо. Значит, следующий сериал будет такой же. Или еще хуже. Чтобы каналу было лучше. В общем, замкнутый круг. Возьму на себя смелость сказать, что в основе всего этого безобразия - высокомерие телевизионной элиты, ее нескрываемое презрение к плебсу, возведенное в абсолют. Подснимите же телекорма для быдлоты - да попроще, попроще! - командуют хозяева эфира. - Пусть актеры там специально ведут себя потупее. Пусть произносят реплики, как наркоманы в передозе. Самое то будет. А люди в самом деле это смотрят, потому что истории про отношения, разнообразные руины на пути к счастью - в мировой культуре сюжет №1 еще со времен Софокла и Еврипида. Другого-то все равно нет - включают, что дают. На самом деле снимать о том же самом, но на высоком художественном уровне, конечно, можно. Вспомним хотя бы американский сериал «Отчаянные домохозяйки» - подлинный шедевр про «и жизнь, и слезы, и любовь», вот про это все. Его не стыдно смотреть, он восхищает, удивляет - актерской игрой, фантазией сценаристов, жизненностью коллизий, крутым замесом тонкого юмора и драматизма. Наша же «продюсерская» манера съемки приводит к тому, что самые блестящие идеи оборачиваются тошнотворной гнилью. В российском ремейке «Родины» даже блестящая русская актриса Мария Шалаева выглядит нелепой, беспомощной бездарностью. Для этого ведь тоже нужен особого рода талант: нанять не последнего в стране режиссера Павла Лунгина, собрать весь актерский цвет (там еще были Машков, Исакова) и собрать из этого унизительный ералаш, над которым потом ржут в YouTube. Вся эта продюсерская братва уверена, что надо просто подождать, пока в России вырастет новый зритель. Вот повзрослеют те, кто сейчас качает кино с торрентов, мы и снимем им действительно классные сериалы. Вот тогда, мол, на наше ТВ придет подлинное искусство, как уже сейчас в Америке и Европе. А пока пусть «Лестница в небеса», пока мы себе HBO и Showtime настраиваем. Нет, вы только вдумайтесь. Они ждут, пока старшее поколение (это основной телезритель прайм-тайма у больших «кнопок») естественным образом отомрет. В стране Чехова, когда-то устроившего революцию в мировой драматургии, победили интеллигентные продюсеры с хорошим вкусом, но вполне себе с жлобскими представлениями о сути вещей. Каждый день они уродуют телеэфир самых главных и популярных каналов, потому что презирают нас.

Лестница в дно
© Комсомольская правда