Войти в почту

Жюри основного конкурса 4-го Национального фестиваля "Движение" возглавляет в этом году драматург, режиссер, продюсер, лидер отрасли, человек-оркестр Валерий Тодоровский. Он автор стильных европейских фильмов, тонко чувствующий актеров и материю времени, великолепно умеющий с ними работать. Продюсер самых рейтинговых и качественных сериалов, принесший на телевидение дыхание большого кино (а тему о том, что кино дышит где хочет, с самого первого года разрабатывает этот фестиваль). Один из немногих профессионалов, сумевших соединить в своей работе кино как бизнес и кино как искусство. Наконец, создатель "Оттепели" - лучшего отечественного телесериала, возможно, со времен Штирлица. Соавтор Тодоровского по «Оттепели» сценарист и режиссер Дмитрий Константинов показывает вне конкурса свою новую работу «Город» - остросюжетный 8-серийный телероман, в котором он возвращается к стилистике ретро. Действие происходит в 1961 году в тихом подмосковном городке «сразу за 101-м километром», куда прибывает расследовать редкое в тех краях убийство молодой следователь из Москвы (звезда «Сталинграда» Петр Федоров). Постепенно он, не без риска для жизни, выяснит, какова цена «стабильности» и в чем секрет благополучия этого лучшего из «городов». Прекрасно сочиненный и разыгранный телефильм работает на двух уровнях — это и качественный ретро-детектив, и актуальная, и вполне безжалостная метафора жизни в наших широтах. Многие фильмы, которые придется судить Тодоровскому вместе с его коллегами по жюри, также являются безжалостными метафорами нашего времени. Среди них - «Аномия» Владимира Козлова, образец характерной для русского искусства традиции "критического реализма". Согласно Википедии, аномия — это понятие, введённое в научный оборот для объяснения психологических отклонений, будь то суицидальные настроения, апатия или противоправное поведение. И хотя герои фильма слишком просты для того, чтобы задумываться о суициде, все остальные признаки этой болезни ощущают даже они - своей носорожьей кожей. Писатель, сценарист и режиссер Козлов берет простейшую и пошлейшую ситуацию любовного треугольника (он, она и ее подруга), помещает ее в беспросветный черно-белый дистиллированный раствор современной провинциальной российской жизни и наблюдает за полным ее разложением. Людям, связанным родственными узами или постелью, квартирным вопросом или распитием спиртных напитков на лавочке, не о чем говорить и ничего не стоит прикончить друг друга, не испытывая по этому поводу никаких эмоций. Философы называют аномией и состояние общества, «в котором разложение, дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся ценностей и норм, ранее поддерживавших традиционный общественный порядок, отныне не соответствует новым сформулированным и принятым государством идеалам.» Вынося в название медицинский диагноз, автор не может не отсылать своего зрителя к «Астеническому синдрому» Киры Муратовой - знаменитому фильму-диагнозу, потрясшему наше общество в эпоху перестройки. Фильм Козлова по определению не в силах никого потрясти - астения с ее болезненной истощенностью, но и повышенной возбудимостью, вызванными общественными потрясениями конца ХХ века, сменилась предсуицидальной аномией эпохи «стабильности».

Аномический синдром
© Комсомольская правда