Войти в почту

На кинофестивале в Мадриде показали фильм Виталия Манского о КНДР

МАДРИД, 1 мая – РИА Новости, Елена Шестернина. В рамках международного фестиваля документального кино DocumentaMadrid в испанской столице состоялся показ нашумевшего фильма российского режиссера Виталия Манского о Северное Корее "В лучах солнца". В центре повествования фильма (совместное производство России, Чехии, Германии, Северной Кореи и Латвии) – история одной семьи из КНДР. Восьмилетняя Зин Ми вступает в Детский союз, северокорейский аналог пионерской организации. Сценарий написали "северокорейские товарищи" и съемки проходили под их строгим надзором. Однако результат оказался совершенно иным, чем они рассчитывали. В конце каждого рабочего дня съемочная группа должна была сдавать отснятый материал, но оператор его копировал, и северокорейцы получали далеко не все. "В лучах солнца" вызвал настоящий скандал: съемочной группе запретили въезд в страну, чтобы доснять фильм, а северокорейские власти отправили ноту в российский МИД и письмо в Минкульт РФ с требованием запретить его к показу. У Манского оказались развязаны руки, и он смонтировал тот вариант фильма, который теперь показывается по всему миру, — фильм о фильме. Фильм, показанный уже на многих международных фестивалях (всего более тридцати) и уже получивший более десяти призов, вызвал большой интерес испанской публики: первый показ (а на фестивале фильм покажут еще раз) проходил при полном зале. Представляя фильм, директор DocumentaMadrid Микель Оласиреги (Mikel Olaciregui) назвал его "настоящей жемчужиной фестиваля". Насколько мнение зрителей совпадает с мнением руководства DocementaMadrid, станет известно в конце следующей недели. В конце каждого показа зрители имеют возможность проголосовать, поставив отметку фильму от 1 до 10 — по итогам опросов определяется фильм, который получит приз зрительских симпатий. "Это один из самых успешных моих фильмов, но я бы не сказал, что самый успешный. У меня были фильмы с большим количеством призов и фестивалей, но этот фильм еще живет. Не надо думать, что я снял про Северную Корею, и жизнь повернулась ко мне лицом", — говорит в беседе с РИА Новости Виталий Манский. В общей сложности Манский провел в КНДР больше двух месяцев, включая подготовку, съемки продолжались пять недель. Съемочная группа приезжала дважды. На третий раз въезд запретили. "Почему это произошло, не вполне ясно. Формальных причин прекращать съемку не было. "Они не знали, что мы снимаем больше, чем они думали. Не знали, что мы снимаем какие-то несанкционированные вещи. Нас на этом не поймали. Не зная технологию, они не понимали, что получают 30% от отснятого. Кроме какого-то ощущения тревоги или сомнений, документально у них ничего не было. Они отправили письма в МИД и министерство культуры, абсолютно точно не видя фильм", — говорит Манский. Получив ответ из Москвы о том, что российская сторона не может влиять на независимого режиссера, тем более сделавшего картину за пределами страны, не может запретить показ фильма или уничтожить его, северокорейцы стали действовать другими методами. "Они решили, что могут меня перехитрить и стали писать письма, завлекать для каких-то важных переговоров, которые было бы идеально провести в Пхеньяне, в худшем случае в посольстве КНДР в Москве. Но там парню американскому дали, по-моему, 15 лет, а я не планирую остаток дней провести в северокорейской тюрьме", — объяснил свой отказ ехать в КНДР Манский. Режиссер говорит, что изначально планировал снимать по сценарию, написанному северокорейцами. И убежден, что "он был бы не менее выразительным, убедительным", чем нынешняя версия "фильма о фильме". Первоначальный сценарий Манский собирается опубликовать. "Это совершенно уникальный сценарий документального кино. Он был подробнейшим образом написан, там расписаны диалоги вплоть до определения героев фильма", — рассказывает Манский. "Когда мы только получили сценарий, нас поразило, в какой степени они его придерживаются. Мы думали, может, такая "восточная форма" сценария, который описывает предположительные диалоги, но понятно, что они будут другие, сцены будут другие. Но первый же съемочный день показал, что это не так. Даже в игровом кино допускаются отступления. В конце концов есть режиссерское видение", — говорит Манский. По словам режиссера, "по наивности" он "пытался спорить" с "северокорейскими товарищами". "Убедить их ни в чем не удалось. Это не был переговорный процесс, люди приходили с определенной установкой, которая им, видимо, давалась на другом уровне, и они не имели полномочий ее менять. Были абсолютно абсурдные вещи. Я пытался добиться, чтобы нас вывезли на любую на их усмотрение улицу, чтобы мы могли там снять какие-то несрежиссированные планы, без участия массовки. Ничего в этой просьбе не было невыполнимого — они выбирают улицу, готовят ее, красят, моют. Ответ был "нет", — рассказывает режиссер. В адрес Манского часто звучат обвинения, что, сделав совершенно не то кино, на которое рассчитывали северокорейцы, он поставил под удар в том числе его героев. Режиссер признается, что ему не известна судьба этих людей. "Мне и никому не известно, что происходит в Корее, но у меня есть косвенные предположения. Те люди, которые назывались сопровождающими, и в нашем фильме находятся в кадре, были сопровождающими до этого на датском фильме, который в конечном счете очень критично был сделан по отношению к режиму. После этого фильма они работали с нами. Из чего я делаю вывод, что их там все же не расстреливают", — говорит режиссер. "С семьей проще. Во-первых, семья не проявляла никакой инициативы, выполняла исключительно указания сопровождающих нас товарищей, даже наших указаний не выполняла. Так что она абсолютно чиста перед режимом. Второй момент: чем больше внимание к фильму за рубежом, особенно в Южной Корее и США, тем больше гарантий безопасности для героев. Потому что для северокорейской стороны, которая очень серьезно занимается внутренней контрпропагандой, нужна будет эта семья для каких-то своих целей", — считает он. Режиссер не видит никаких намеков, что в КНДР в ближайшем будущем произойдут изменения в сознании людей. Изначально он полагал, что демонстрируемая "любовь к режиму может быть связана со страхом, но при этом внутри этого закрытого общества все же есть сопротивление, анализ, рефлексия". "Но чем больше я погружался, тем больше убеждался – не могу говорить об этом как о данности, это мое личное ощущение — что там уже выжженная земля. Шансов в этом поколении нет. И когда я говорю об этом поколении, я имею ввиду детей", — говорит он. Манский хочет показать картину в России. "Здесь могут быть проблемы, но мы полны решимости. Мы проверяли фильм специально на соответствие законодательству РФ – он полностью соответствует. У нас есть юристы, которые готовы за это взяться, и мы будем судиться, если нам откажут с прокатным удостоверением", — говорит режиссер. В программе фестиваля DocumentaMadrid, который проходит уже в 13-й раз, — более 80 фильмов из 27 стран. 13 полнометражных и 20 короткометражных фильмов будут претендовать на главные премии. Все фильмы, представленные в конкурсной программе, будут показаны в Испании впервые. Впервые в истории фестиваля также будет награждён лучший испанский полнометражный документальный фильм. Победители будут названы 6 мая.