Войти в почту

Под занавес Каннского фестиваля показали претендентов на "золото"

Каннский конкурс раскаляется, обрушивая прогнозы, в него вступают тяжеловесы: свои козыри фестиваль приберегает напоследок. Ими оказались иранская драма Асгара Фархади "Коммивояжер" и триллер с элементами черной комедии "Она" Пола Верховена. Для меня "Коммивояжер" - кандидат на "золото". Еще ни разу в эти фестивальные дни зал не испытывал столь острого сочувствия к происходящему, не искал вместе с героями ответов на сложные психологические и этические вызовы простого, казалось, сюжета. Это немного детектив: герой пытается найти обидчика своей жены. Но там нет выстрелов, убийств и мордобоя, да и случай не криминальный - бытовой, но ставит героя перед мучительными вопросами. И я мало знаю картин, где становилось стыдно за свои скороспелые выводы и приходилось вместе с героем их пересматривать - думать вместе с ним. Стыдный поступок одного порождает жажду мести в другом, и теперь вопрос в том, где нужно остановиться, - чтобы малое зло не породило зло большее. Со столь тонкими бытовыми материями умеет работать только очень большой мастер, и мне кажется важным, что Фархади снова возвращается к этим темам. Конкурс завершила "Она" - первый французский фильм Пола Верховена с выдающейся работой Изабель Юппер. Моральные координаты картины так диаметрально противоположны иранской драме, что, подозреваю, рядом они оказались не случайно - фестиваль выстраивает свою драматургию. Как и у Фархади, героиня Верховена в своем доме подверглась насилию - на этот раз жесточайшему и циничному. Но реакции на это совершенно разные. Героиня Юппер самостоятельна, деловита и внутренне свободна - в том числе и от общепринятой модели поведения. Ее реакции непредсказуемы, и они вне морали - у нее в этом смысле прочная закваска: отец с темным прошлым, престарелая мать, крутящая роман с альфонсом, балбес сын, уверенный в том, что родившийся у подружки чернокожий младенец - его ребенок. У нее соответствующая профессия: под ее руководством команда программистов создает видеоигры с монстрами - тоже максимально жестокие и натуралистичные. Верховен в интервью отрицал любые моралите и фрейдистские мотивы фильма, но садомазохистские утехи составляют пружину сюжета, а связь видеоигр с природой такого человеческого характера очевидна. Почти физически - как в тех видеоиграх. Изабель Юппер сказала: такой мощный саспенс возникает в силу характера героини, от которой не знаешь, чего ждать. Так и в жизни: мы сталкиваемся с проблемами, но не видим решений - просто продолжаем жить. "Именно это я и делала в фильме", - сказала актриса. Насилие отвечает внутренним потребностям героини, оно живет в темных закоулках ее сексуальных грез - отсюда ее тяга к насильнику, которая сублимировалась в придумывании видеоигр и получила выход в реальность. Фильм предполагалось снимать в США, но там актрисы одна за другой отказывались от роли. Юппер уже играла подобный характер в "Пианистке" Михаэля Ханеке, она отважна и в новой роли. Создатели картины не настаивают на типичности героини - наоборот, подчеркивают ее придуманность, особость, отдельность. Но фильм живет своей жизнью и, как всякое крупное сочинение, открывает свободу для интерпретаций. Для меня он безусловно моралистичен: из него ясно, что монстров внутри нас общество уже производит индустриальными мето­дами. Главный скандал Канна‑2016 - эротический триллер датчанина Николаса Виндинга Рефна "Неоновый демон" Один из примеров тому - главный скандал Канна-2016, эротический триллер датчанина Николаса Виндинга Рефна "Неоновый демон". Рефн уверен, что насилие присуще людям от природы, и если нельзя осуществить насилие в реальности, человек имеет право на эту радость хотя бы в кино. "Неоновый демон" - сублимация таких вожделений. Его конек - сладострастное разрушение красоты, ее унижение. В модельный бизнес приходит новая девушка, на нее обратят внимание ревнивые конкурентки и не успокоятся, пока не уничтожат соперницу. Эту Джесси играет 18-летняя Эль Фаннинг: она начала сниматься с младенчества и обзавелась тем порочным типом красоты, который так заводит мастеров выше среднего возраста. Эротический бред Рефна граничит с сюром: в нем наличествуют поедаемые человеческие глаза и нож, погружаемый в глотку, элементы каннибализма, садомазохизма, сцены лесбийские и некрофильские, где насилуют изысканно заштопанный труп. Рефн имеет репутацию "порно­графа насилия" и теперь настойчиво таранит остатки табуированных зон, вводя любимый жанр в число мейнстримовских и "фестивальных". …В воскресенье жюри под водительством Джорджа Миллера объявило лауреатов 69-го Каннского кинофестиваля. Делать прогнозы не брался никто: возможно все, включая даже триумф "Неонового демона" - соратник Рефна актер Мадс Миккельсен входит в жюри. Читатель уже знает результаты, я их еще не знаю, но для меня иерархия соперников сложилась так: на вершине пирамиды "Коммивояжер" Фархади, за ним идут "Патерсон" Джармуша, "Тони Эрдманн" Аде и "Она" Верховена. Вполне объективных решений здесь быть не может, любое будет компромиссным.

Под занавес Каннского фестиваля показали претендентов на "золото"
© Российская Газета