Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

В прокат вышел фильм "В тихом омуте" Брюно Дюмона

В захолустный курортный городок на берегу моря приезжает семейство аристократов Ван Петегем: пожилой отец Андре (), его жена Изабель (Валерия Бруни-Тедески), их двое дочерей, двоюродный брат (Жан-Люк Венсан) и сестра Од (Жюльет Бинош) с подростком по имени Билли.

В прокат вышел фильм "В тихом омуте" Брюно Дюмона
Фото: Российская ГазетаРоссийская Газета

Половая принадлежность Билли не столь очевидна - то ли это слишком женственный мальчик, то ли чересчур мужественная девочка. Вилла Ван Петегемов находится на высоком холме, а внизу, на берегу моря живет пролетарская чета Брюфор - довольно пожилые отец и мать, целый выводок мальчишек и половозрелый старший сын Малют (). Чета живет ловлей мидий и транспортировкой туристов через ручей, причем транспортируют их в основном не на лодках, а на руках.

Видео дня

В городке при этом происходят таинственные события - с начала курортного сезона исчезли несколько туристов. Деваться им в крошечном городке некуда, но расследование, которое ведут два комичных следователя - неправдоподобно толстый и вызывающе тонкий, - заходит в тупик, потому что следов пропавшие не оставили. Что неудивительно, потому что их трупы пустили в расход Брюфоры, промышляющие каннибализмом. И вот на фоне этой приморской пасторали происходит рождение чувств - нацепивший (или нацепившая?) парик Билли влюбляется в Малюта.

Если бы кто-то еще несколько лет назад предположил, что первым фильмом из конкурса последнего Каннского кинофестиваля, который доберется до российского проката, будет фильм , то его вполне могли поднять на смех. Авторский стиль Дюмона включал в себя все то, что обычно называют "европейским артхаусом". Его медленные и тягучие картины, в которых персонажи предаются черной тоске и проживают беспросветные жизни. Зрителю, не закаленному фестивальными просмотрами, смотреть тяжело и физически, и психологически.

Но за короткое время со стилем Дюмона произошли метаморфозы. До 2014 года он снимал экзистенциальные драмы с налетом абсурдизма, и вдруг от его меланхолии не осталось следа. Два года назад он сделал для французов телесериал "Малыш Кенкен". Абсурда хватало и в нем, но главной сенсацией стал жанр "Кенкена" - комедия. Разухабистая, чуть ли не в духе эксцентричных картин .

"В тихом омуте" - продолжение линии, начатой "Малышом Кенкеном". Это комедия, причем временами уморительная. Но построенная на двух старых добрых приемах - банановой кожуре (персонажи при каждом удобном случае как-нибудь живописно падают) и вычурной манере актерской игры. И народные артисты Франции, и непрофессиональные актеры с таким энтузиазмом пучат глаза и говорят с такой аффектацией, что порой кажется, будто Дюмон подсмотрел кое-что у российского режиссера - специалиста по комедийному лубку. По сравнению с прежними картинами Дюмона изменилась даже цветовая гамма. Тусклые серо-зеленые цвета сменили кадры, залитые ярко-желтым солнцем, в котором отражается синее море и белые одежды героев.

Главное не в том, что режиссер вроде бы сделал шаг навстречу зрителю. Ведь в яркую комедийную упаковку завернуто все то же кино Дюмона, что и раньше - автор изменил себя, не изменяя себе. Дюмон по-прежнему главный мизантроп и, пожалуй, даже антигуманист европейского кино. То, что история о каннибализме и болезненной страсти с нарушением половой идентификации преподнесена в форме абсурдистского фарса - лишь верхушка айсберга. Под комедийной обложкой Дюмон спрятал не что иное, как квинтэссенцию романов Эмиля Золя из цикла "Ругон-Маккары" - причем в паре моментов режиссер совсем уж недвусмысленно пародирует "Человека-зверя".

От Золя в фильме, в частности, социальный пласт, который Дюмон по своей традиции трактует по-своему. Оба представленных в фильме класса общества одинаково омерзительны. Аристократы все как один идиоты и практикуют инцест. Пролетарии не лучше - при удобном случае норовят оглушить человека веслом и приготовить на обед. Самым приличным человеком в этой картине оказывается толстый инспектор полиции. Но и тот, по правде говоря, совсем по-гоголевски "глуп, как сивый мерин".