Войти в почту

Наши люди в Голливуде: фильм недели – «Сноуден»

Премьера недели как у нас, так и в США, безусловно, «Сноуден» американского социалиста и соцреалиста Оливера Стоуна. Чуть больше года назад отечественные кинотеатры накрыл документальный фильм «Citizenfour. Правда Сноудена». Это был первый случай в России, когда документальный (то бишь, в случае с нашим зрителем, некассовый фильм) обрел огромный тираж и грандиозную телерекламную поддержку. Кто спонсировал прокатную кампанию, можно лишь гадать, но ясно, что Кремль был заинтересован в «Правде Сноудена». Ведь он — один из наших главных козырей в разоблачении американского цинизма-империализма. Теперь в большую игру вмешался любимец мировых политических оппозиционеров Оливер Стоун. Стоит отметить, что одна из основ его фильма — роман «Время осьминога» адвоката Сноудена Анатолия Кучерены. О чем это О том, как менялась идеология Сноудена, которому, вообще-то, сейчас всего 33 — возраст известно кого. В фильме «Citizenfour. Правда Сноудена» главного героя всемирных разоблачений 2010-х демонстрировали, в основном, в быту. Его показывают как живого человека: когда он чертыхается, или проявляет граничащую с паранойей осмотрительность, скрываясь под пледом во время работы на компьютере, поскольку его пароли представители спецслужб способны подсмотреть как в оптический прицел, так и со спутников. В документальном Citizenfour политических и мировоззренческих высказываний самого Сноудена немного — за него говорят сторонние эксперты. Это портрет Сноудена и его убеждений глазами других. Оливер Стоун, делая не документальную, а игровую картину, сосредоточился именно на Сноудене — мальчике из типично среднего американского класса, которого в семье воспитали патриотом. Мальчик желал служить Родине. Еще в 2004-м, если верить Стоуну, Сноуден намеревался отправиться в Ирак, чтобы освободить его народ от тирании. Был способен на физические подвиги. Будучи армейским резервистом, сломал ноги, не осознав дичайшую степень травмы. Но продолжал тренировки еще два месяца, превозмогая боль (как подобное возможно, не понимаю, но вопросы не ко мне — к хирургам). Именно тогда, оценив его интеллект и способности программиста, его — поочередно — привлекли к работе две главные американские спецслужбы: ЦРУ и АНБ. И тут-то, по Стоуну, у Сноудена началась идеологическая ломка, которой содействовала его подруга (она и теперь живет с ним в России) — убежденный либерал, она даже в те патриотические годы умудрялась вытаскивать его на антивоенные манифестации к Белому Дому. Сноудена шокирует, что АНБ прослушивает все разговоры, отслеживает переписку в интернете, все операции по банковский карточкам и т. д. Фактически держит народ (как говорится в «Семнадцати мгновениях весны») под колпаком у Мюллера. Причем вопреки американскому законодательству. Люди по Сноудену и Стоуну, после терактов 11.09 фактически утратили право на то, что именуется прайвеси — на личную жизнь. Причем, зачастую об этом не подозревая. Правит АНБ. Все делается под лозунгом национальной безопасности и борьбы с терроризмом, но собираются сведения, которые не имеют отношения к этой борьбе, зато важны в сражениях за экономические выгоды и в конкуренции между государствами. Сноудена окончательно переформатируют две ситуации: когда спецслужбы нагло, шантажом ловят в свои сети иностранных дипломатов. И когда их представители, сидя за компьютерами где-нибудь на Гавайях, управляют беспилотниками в Афганистане, не испытывая никакой моральной ответственности за то, кого эти беспилотники разбомбили и убили. Этакая компьютерная игра — не более того. Так Сноуден и стал «нашим». А благодаря фильму Стоуна, еще и нашим человеком в Голливуде. Так он мутировал из патриотов в оппозиционеры и обрел вид на жительство в России. Что в этом хорошего Стоун есть Стоун. Он всегда снимал традиционные, кажущиеся реалистическими картины. Но занятно, что в «Сноудене» есть несколько неожиданных ходов. В частности, дважды появляется — как гостевой актер — адвокат Анатолий Кучерена. Причем если второй раз в виде самого себя, то первый — в качестве некоего дипломата, которого Сноуден, еще будучи сотрудником спецслужб, пытается неумело завербовать на какой-то тусовке. Эффектен финал фильма (ничего важного не выдам): во время российской пресс-конференции Сноудена актера подменяет в кадре реальный Сноуден — и его слушает по ТВ (и ему рукоплещет) вся прогрессивная Америка. До просмотра меня занимал вопрос: как именно Стоун оценит Сноудена? Готов признать, что сама постановка вопроса была глупой. Стоун — рекордсмен киномира по количеству фильмов-биографий. Никакой другой режиссер не снял столь много фильмов про конкретных людей. Никакой другой режиссер столь часто не противостоял официальной точке зрения, не отстаивал левые, почти коммунистические позиции и не признавался в симпатиях к лидерам левого толка. Стоун снял откровенно антиамериканские фильмы «Сальвадор», «Взвод» (про Вьетнам, где он сам больше года воевал), «Уолл-Стрит» (с продолжением), картину JFK, опровергающую официальную версию убийства Кеннеди, три благожелательных фильма о Фиделе Кастро, ленту об антиштатовской левой Латинской Америке, среди героев которой Уго Чавес, Эво Моралес, Рауль Кастро и др., фильмы о Моррисоне и Doors, полемические — о Никсоне и Буше-старшем. Кстати, Стоун вроде бы завершил и документальный фильм о Путине. Единственное, что смущает: ни в каких кинобазах об этом проекте ничего не говорится. Вместе с тем трудно найти в американском кино большего патриота, нежели Стоун. Он именно что патриот, в отличие, скажем, от радикала-оппозиционера Майкла Мура, автора знаментого «Фаренгейта 9/11», чей новый разоблачительный документальный фильм «Куда бы еще вторгнуться?» выйдет у нас в конце сентября. И тут-то ключ к его «Сноудену». Потому что Сноуден, по версии Стоуна, это и есть настоящий американский патриот. Как утверждает Стоун, «Сноуден хочет вернуться домой, и поехал бы, если была бы хоть малейшая вероятность, что будет справедливый суд». Но Стоун сомневается, что подобное возможно: «Россия стала единственной страной, которая предложила Сноудену убежище. Все изменилось, нет больше свободного американского мира». Пожил бы Стоун пару лет в России, посмотрел бы наше ТВ, поглядел бы я тогда на него. Ведь он из тех патриотов, которые приветствуют критическое отношение к собственному государству и власти. У нас подобных патриотов уж точно не приветствуют. В Сноудене Стоун распознал человека, близкого себе. И тут не могу не повторить два сомнения, которые уже высказывал в случае с Citizenfour. В Америке при всей официальной атаке на предателя Сноудена, тот фильм огреб «Оскара». Глядишь, картина Стоуна тоже что-то получит. Мог бы наш фильм про собственного активного оппозиционера и антиконституционные действия российских спецслужб получить в России, скажем, «Золотого орла» из рук Никиты Михалкова? Никогда! Тогда рождается другой естественный вопрос: почему фильмы про Сноудена поддерживает Америка — и почему поддерживаем мы? Нетрудно прийти к выводу, что причины противоположны. Американцы, поощряя Сноудена и дискуссии о нем, хотят защитить понятие «свобода» и свое право на частную жизнь. Они видят в агрессивности своих спецслужб угрозу демократии. У нас же прикормленные ведущие главных телеканалов увидят в «Сноудене» очередное разоблачение американского цинизма, вранья, шпионажа и пр. Запад — гадость, в очередной раз скажут они. Сама по себе демократия — тоже гадость, скрывающая агрессивные амбиции. Зато у нас даже средний возраст жизни повысился за последние два-три года с 59-ти до 72 лет. С какого бодуна, правда, непонятно. Наш вариант рекламного слогана После Виктора Ана, Жерара Депардье, Маринато Гильерме, Марио Фернандеса и Романа Нойштедтера следующим иностранным претендентом на получение российского паспорта может стать Оливер Стоун.

Наши люди в Голливуде: фильм недели – «Сноуден»
© Forbes.ru