Ещё
Игра
Триллер
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Люди в черном: Интернэшнл
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Унесённые призраками
Мультфильм, Приключение, Аниме
Купить билет
Люди Икс: Тёмный феникс
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Ма
Триллер, Ужасы
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Годзилла 2: Король монстров
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Гори, гори ясно
Фантастика, Ужасы, Драма
Купить билет
Боль и слава
Драма
Купить билет
Рокетмен
Биография, Драма, Музыкальный
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Донбасс. Окраина
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Обитель страха
Вестерн, Ужасы
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Куриоса
Исторический, Мелодрама
Купить билет
В метре друг от друга
Мелодрама
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет

Зоология с патологией 

Завершается фестиваль в Сан-Себастьяне
Завтра завершится фестиваль в Сан-Себастьяне, всегда предоставляющий место неформатным, далеким и от мейнстрима, и от артхауса кинолентам, особенно испаноязычным. Нашлось место в его программе и необычному во всех смыслах российскому фильму «Зоология». Из Сан-Себастьяна — АНДРЕЙ ПЛАХОВ.
Несколько лет назад жуткий ажиотаж здесь вызвала испанская картина «Я тоже». Ее харизматичный герой (фактически альтер эго исполнителя), хоть и страдал синдромом Дауна, влюблял в себя роскошную фемину, мобилизуя возможности интеллекта, юмора и мужского обаяния. На сей раз место супергероя занял аутичный, физически обезображенный персонаж датского фильма «Гигант» (режиссер Йоханнем Нихолм): он находит способ завоевать утраченную любовь своей матери, став чемпионом игры в петанк.
Испанский фильм «Жизнь и другие функции» режиссера Джо Сола тоже посвящен проблемам людей с ограниченными возможностями. Обездвиженного молодого писателя Антонио, жертву несчастного случая, врачи убедили, что он должен жить (читай: прозябать) тихо и спокойно, в пассивном постельном режиме, благо в семье есть средства на его содержание и сиделку. Но наглый инвалид размечтался о другом — о полноценной сексуальной жизни. И не только добился желаемого с помощью добровольных жриц любви, но создал целое общественное движение в поддержку таких, как он. Инвалиды устраивают в квартире Антонио небольшой бордель и скромные оргии, причем вполне убедительно преподносят это как принципиальное достижение в области реализации прав человека.
В другом испанском фильме «Прости нас, Господи» (режиссер Родриго Сорогойен) на страже прав обычных граждан и гражданок стоят двое полицейских: один — одинокий заика, другой — психопат, с которым лучше не встречаться в темном переулке. Оба ищут извращенца, насилующего и убивающего старух в раскаленном от жары Мадриде, температуру которого еще больше подогревают демонстрации антиглобалистов и визит папы римского. Отличный, насыщенный горьким юмором триллер с элементами патологоанатомии, уже привычными на этом фестивале, мог бы стать его заслуженным победителем, если бы в «хорошем обществе», которое ничему не научили примеры Хичкока и Уайлдера, больше всего на свете не боялись мейнстрима.
Французская «Ноктюрама» Бертрана Бонелло предлагает еще один патологический срез социума. Герои этого фильма — молодые люди, по тем или иным причинам не удовлетворенные состоянием общества и видящие единственный способ насолить ему с помощью террора. Социальный диапазон — от студентов философии из элитарных парижских семей до безработных парий арабского происхождения. Сбившись в самодеятельную группу и придумав остроумную технологию коммуникаций, они организуют серию симультанных взрывов в Париже: горят Министерство внутренних дел, крупный бизнес-центр и золоченая статуя Жанны д’Арк перед отелем «Реджина».
Фильм был задуман еще несколько лет назад, а закончен аккурат к последним парижским терактам, что одновременно послужило рекламой и цензурным препятствием: ожидаемая премьера «Ноктюрамы» задержалась на полгода. В картине впечатляет главным образом большой эпизод: в нем показано, как «невинные убийцы» скрываются на ночь в универмаге «Самаритэн», забитом брэндовыми тряпками и жратвой, и постепенно поддаются соблазнам ненавистного общества потребления. В остальных своих частях фильм хромает, ибо Бонелло не владеет ни жанровым саспенсом, ни идеологическим обеспечением болезненной темы — и в результате скатывается к фальши.
В сан-себастьянском конкурсе, как водится на уважающем себя фестивале, были фильмы с гейской тематикой, были и отсылки к классике — то к «Мадам Бовари», то к «Леди Макбет Мценского уезда» (сюжет Лескова в фильме Рейно Унидо не только перенесен в Британию, но и актуализирован внедрением в сюжет чернокожих персонажей). Других знаков российского культурного присутствия в конкурсной программе не обнаружилось, что стало уже плохой традицией. Обидно, но не удивительно: в России появляется все меньше фильмов, говорящих на современном языке о том, что волнует думающую публику. Соответственно, и публика такая сходит на нет — в то время как на любом хорошем зарубежном фестивале видишь ее невероятную активность. И когда на майке одной из зрительниц я увидел надпись «Todo lo normal es aburrido» («Все нормальное скучно»), это, пусть с радикальным перехлестом, можно было воспринять как мотто, характеризующее фестивальное кино в целом.
Российская картина все же попала в конкурс — не главный, но очень важный, который называется «Новые режиссеры». «Зоология» Ивана И. Твердовского — один из очень немногих российских фильмов последнего года, где есть драматургический конфликт, и строится он на отходе от нормы. Сюжет фантастичен: у работницы зоопарка, одинокой женщины «не от мира сего», вырастает хвост. И прежде вызывавшая насмешки окружения, героиня превращается в диковинного зверя из того же зоопарка и вот-вот станет объектом охоты на ведьм. Понятно, что хвост — метафора инакости, а отношение к инакомыслящим (чувствующим, выглядящим и т. д.) в России куда хуже, чем в толерантной Европе. При этом фильм, снятый на русском материале, абсолютно вписывается в тот круг художественных явлений, которые определяют лицо новейшего европейского кино. Так что его появление в программе Сан-Себастьяна объяснимо и с художественной, и с концептуальной точки зрения.
Первый показ «Зоологии» прошел в новом кинозале «Табакалера», оборудованном на бывшей фабрике. Режиссера Твердовского закидали вопросами, причем любопытствовали главным образом мужчины, воспринявшие проблематику фильма очень лично и всерьез. В то время как в России как раз мужская часть зрителей, включая некоторых кинокритиков, картину недопоняла, о чем можно было судить по комичным комментариям в соцсетях. Российские женщины, разумеется, оказались более продвинутыми.
Андрей Плахов
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео