Войти в почту

Против Голливуда: зачем большому бизнесу большое кино

Зачем успешным, состоявшимся предпринимателям, большому бизнесу — большое кино? Для чего они пересекают черту, за которой зритель превращается в киномагната — обладателя магического дара воплощения на экране кино чужих фантазий? Полагаю, дело не в амбициях, не в погоне за преференциями и финансовой выгодой. Этого всегда было достаточно. Истинная причина — в протесте. Последние пятнадцать-двадцать лет именно большой бизнес, а не Голливуд превратился в источник сногсшибательных историй, притягивающих к себе внимание большинства людей на планете. Причем, большой бизнес, в отличие от кино, не только рассказывал и показывал. Он предоставлял всем желающим реальную возможность стать полноценными участниками таких историй. Бурное развитие интернета, мобильной связи, всевозможные гаджеты и многие другие удивительные изобретения, запущенные в массовое производство, превратили жизнь простых людей в фантастический блокбастер, крутой боевик, леденящий кровь триллер. А потребительские кредиты сделали все эти товары и услуги максимально доступными… Обыватели на себе почувствовали, каково это быть суперменом, суперагентом и еще много-много кем с приставкой «супер». Образно говоря, большой бизнес вывел из тени кинотеатров на свет, на всеобщее обозрение самые невероятные сюжеты и воплотил их в жизнь. Быль на глазах превращалась в сказку! С этого момента бизнес осознал, что магические свойства большого кино можно с успехом тиражировать в маркетинге. Так потребитель из обычного покупателя превратился в соучастника массового захватывающего действа со своим сюжетом, кульминацией, счастливой развязкой. Двигателями торговли становились не только характеристика товара, а выдуманные истории, на которые потребитель сам хотел бы купиться. Например, покупка новой модели смартфона или планшета подавалась как главное событие жизни потребителей. Презентация товаров и услуг проходила в виде грандиозного шоу. Двигателем торговли стала история — массовая, увлекательная. В то же самое время, Голливуд перестал обращать внимание на новые сюжеты, и с головой ушел в переделку, переупаковку старых историй. К примеру, в 80-х и даже в 90-х годах прошлого века сиквел успешного блокбастера считался уделом второразрядных кинокомпаний. Однако в нулевые годы уже мировые гранды кинематографа тиражировали приквелы, сиквелы, триквелы своих же кинохитов. Причем, не только современных, но даже с большим сроком давности — ремейки воскресали из небытия как ходячие мертвецы. «Пираты Карибского моря», «Железный человек», «Звездные войны», «Форсаж», кинофраншиза о Гарри Поттере. Производство блокбастеров уподобилось бесконечной мыльной опере, где уже никто не помнил, с чего все началось и никто не знает чем и, главное, когда закончится! Даже когда голливудские продюсеры брались за оригинальный сюжет, они все равно подгоняли его под многочисленные киношные клише, считая, что так фильм хотя окупится. Поэтому уже через 10-15 минут после начала такого фильма, зрители было понятно, как будет развиваться сюжет и что будет в конце… Ради синицы в руках Голливуд год за годом целенаправленно жертвовал журавлем в небе. Невозможно долго водить зрителей за нос, выдавая копии за оригинал. Вдобавок ко всему, мастера мирового кино увлеклись, как раньше говорили у нас, в Советском Союзе, мелкотемьем. Большое кино занялось историями о частной жизни простых смертных, предложив зрителям заглянуть в замочную скважину дома по соседству. Вполне возможно, большой бизнес и не обратил бы свое внимание на проблемы мирового кинематографа, если бы то, чем занимается Голливуд, не выглядело столь зримым. Все началось именно с чувства протеста: бизнес еще не понимал, чем он еще может помочь кинематографу (помимо кредитов и инвестиций), но такое кино ему точно было не нужно! Дефицит больших, по-настоящему великих — незаезженных — историй вынудил миллионеров и миллиардеров пробовать себя в качестве продюсеров, владельцев кинокомпаний и продюсерский центров. Например, благодаря британскому миллиардеру Ангаду Полу Гай Ричи снял свой ошеломительный фильм «Карты, деньги, два ствола». Пол успешно выступил в роли исполнительного продюсера, после чего последовала вторая совместная работая с Гаем Ричи — фильм «Большой куш» с Брэдом Питтом в главной роли. Из тех, чье имя на слуху, — Мишель Литвак, бельгийский бизнесмен, родом из СССР, который активно продюсирует качественные европейские и американские фильмы с нетривиальными сюжетами. В частности, фильм «Одержимость» получил по итогам 2015 года премию «Оскар» за лучший монтаж. Примеров, когда большой бизнес включается в большое кино, становится его драйвером, много. И, наверное, уже можно говорить об этом как о тренде. Меня, как инвестора, также всегда привлекал бизнес, ориентированный на массового потребителя. Такие товары и услуги, появление которых на рынке было сродни взмаху волшебной палочки и материализации заветного желания. В частности, я много и успешно инвестировал в телекоммуникации, мобильную связь. И совсем не помышлял ни о какой кинодеятельности пока однажды сам не задался вопросом. Почему так мало хороших фильмов, которые хотелось бы пересматривать, обсуждать дома с семьей или на поле для гольфа с партнерами по игре? Как продюсер, я начинал с двух проектов — голливудского фильма «Повар на колесах» и российского «В спорте только девушки». «Повар» был снят по оригинальному сценарию Джона Фавро, который его сам же и срежиссировал. В фильме снялись Роберт Дауни-младший, Дастин Хоффман, Скарлетт Йоханссон. Фильм «В спорте только девушки» также был снят по оригинальному сценарию, хотя название комедии и некоторые сюжетные линии недвусмысленно перекликаются с голливудской комедией «Некоторые любят погорячее», которая в советском прокате получила название «В джазе только девушки». Сейчас в мировой прокат вышел российский блокбастер «Дуэлянт» по сценарию Алексея Мизгирева, он же — режиссер. Потрясающая история, показавшаяся мне чрезвычайно близкой по духу. Поэтому я стал сопродюсером «Дуэлянта». Как и главному герою офицеру Яковлеву, мне приходилось самым серьезным образом отстаивать свою репутацию. Чего бы мне это ни стоило! Сейчас я также вынужден защищаться от сфабрикованных уголовных обвинений. Пример дуэлянта Яковлева убеждает: всё получится лишь тогда, когда ты силен духом. Такие истории заряжают уверенностью в силе правды и неотвратимости установления справедливости. Я люблю хорошие истории. Также как идеи, они работают на успех, объединяют, воодушевляют, наполняют наши сумасшедшие жизни смыслом. И верю, что поход большого бизнеса в большое кино пойдет на пользу обоим сторонам.

Против Голливуда: зачем большому бизнесу большое кино
© Forbes.ru