Леонид Куравлев стеснялся лежать под одеялом с молодой актрисой
8 октября Леонид Куравлев отмечает 80-летие. Его героев любят миллионы зрителей, а фильмы с его участием давно стали классикой отечественного кино. Но в последние годы Леонид Вячеславович пропал из поля зрения поклонников. Как сегодня живет любимый артист, нам рассказали его друзья и близкие. - Куравлев очень любил свою супругу Нину, с которой прожил 54 года. Они воспитали двоих детей - дочь и сына. Преждевременная кончина жены в 2012 году стала для него большой трагедией, - рассказала «КП» актриса Виктория Лазич. - Мы в теплых отношениях с Куравлевым, хотя сейчас он вообще мало с кем общается, - говорит драматург Аркадий Инин. - Человек он замечательный, но очень закрытый. Это больше с возрастом проявилось. Очень его подкосил уход жены. Пока Нина была жива, она его выводила в свет, они по-семейному приходили на всякие мероприятия. Она была и свет в окне, и опорой, и поддержкой. Хотя при этом дама суровая - строгий завуч в школе. Сразу после ее смерти он вообще замкнулся, даже не приходил на встречи нашей общей «семьи Гайдая», как мы себя называем. А где-то с год назад - видимо, все-таки время лечит - пришел, как-то оттаял душою. «Он совсем не такой, как его герои» - Как себя чувствует Леонид Вячеславович? Собирается отмечать юбилей? - спросили мы сына артиста Василия Куравлева. - Физически отец здоров, несмотря на все моральные переживания. Юбилей отметим так, как он захочет. А праздновать публично папа не любит. - Он сыграл Шуру Балаганова в «Золотом теленке», Жоржа Милославского в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», Афоню - и у зрителей сложилось о нем представление как о беззаботном, авантюрном человеке. А на самом деле в жизни он другой? - Да. Он серьезный человек. Его экранные герои совсем на него не похожи. Вообще по характеру он добрый, веселый, проницательный - способен понять других людей. Только после ухода нашей мамы он немного поменялся, это сказалось на его стиле жизни. Он мало появляется где-то. В любом случае пожилых артистов не так активно снимают и куда-то приглашают. Многие люди в возрасте склонны к депрессивным состояниям, но мы стараемся его поддержать. - Говорят, отец назвал вас в честь своего друга Василия Шукшина, у которого снялся в фильме «Живет такой парень»? - Да, это так. Папа всю жизнь был признателен Василию Макаровичу. «Живет такой парень» - один из его любимых фильмов. - Отец хотел, чтобы вы продолжили династию? - Нет. Я сам решал свою судьбу (Василий Куравлев окончил Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ) в 2000 году по специальности «экономика дорожного хозяйства», сейчас преподает в университете Дружбы народов. Дочь Куравлева Екатерина стала психотерапевтом. - Ред.). Быть скромным даже на кладбище Недавно актер удивил коллег тем, что установил себе и покойной жене надгробие на могилу. - Он долго советовался с разными скульпторами, - рассказал «Комсомолке» художник Никас Сафронов. - Я писал его портрет, он приезжал ко мне позировать. Попутно мы вели задушевные беседы. И тогда обсуждали вопрос памятника. Он хотел, чтобы я разработал надгробный монумент одновременно его жене и ему в расчете на то, что он будет лежать с ней рядом. Скульпторы Рукавишников, Церетели готовы были сделать памятник фактически бесплатно. И я разрабатывал ему проект, эскизы сделал. Но в последний момент, побывав на могилке жены, он сказал: «Ты знаешь, Никас, я подумал, что как-то нескромно получится: там на кладбище тоже достойные люди - академики, великие полководцы, у которых скромные могилки, а я буду рядом лежать как-то вычурно. Мне неудобно. Я закажу то, что там делают на месте». И заказал на кладбище очень скромный памятник. Конечно, это смотрелось странно, что при жизни человек заказывает себе надгробный монумент. Но он очень щепетильно к этому вопросу отнесся. Хотел знать, что будет потом. Ранее я написал его портрет в виде Хомы Брута из кинофильма «Вий», в котором он сыграл. Моя работа ему понравилась. Тогда его жена Нина еще была жива, она доброжелательно ко мне относилась. А для него было очень важно, кого она выделяла, ценила. Для него ее мнение было как лакмусовая бумажка. Он человек очень сомневающийся. Говорил мне: «Я не великий актер, я скромный». А потом настроение поменяется, и говорит: «Я все-таки внес какую-то лепту». У него мало людей, с кем он общается, - он очень закрытый. Мало кто способен понять тонкости его сложной души. Просто он сосредоточен на своих недочетах и винит себя за какие-то ошибки в жизни. Он много общается с дочерью. Часто ездит на могилу жены. У него дома огромная библиотека, свой мир. Получает скромную пенсию. Не рвется куда-то поехать и заработать, как многие актеры, хотя у него есть предложения. - Он потерял интерес к жизни после смерти жены? - Было такое. Он говорил мне: не хочу жить без Нины - жизнь без нее пустая, бессмысленная... - Не припомню такого, чтобы актер или актриса ставили памятник себе на могилу при жизни, - высказал свое мнение «КП» режиссер Александр Павловский, у которого снимался Куравлев. - Но, с другой стороны, Леонид отличается основательностью, возможно, ему хотелось позаботиться о последнем пристанище заранее, не напрягать такими вопросами детей. Чтобы деньги на памятник потом не собирали всем миром. Для верующего человека, думаю, это нормально - он мысленно соединился с женой и ждет с ней встречи. Интим по-советски Со своей избранницей Ниной Куравлев познакомился еще в школе - шестнадцатилетним на катке обратил внимание на семиклассницу. Влюбился. Женился в 1960 году, в 24 года. Жена Куравлева была учителем иностранного языка. - Он никогда не слыл дамским угодником. На женщин обращал внимание, но не более, - вспоминает драматург Александр Бородянский (вместе с Георгием Данелия он придумал слесаря Афоню в одноименном фильме. - Ред.). - Снимался в «Афоне» с Женей Симоновой. Ему 37 лет, а ей - 19. Секс там по-советски изображался, но под одеялом-то они лежали оба. Так он в тренировочных штанах лежал с ней под одеялом, потому что стеснялся. Другой бы обрадовался - рядом с молоденькой девчонкой в трусах полежать. А ему было неловко. Это соответствовало его характеру - он деликатный. Сыграл эсэсовца, когда надоели простаки - В конце 60-х Татьяна Лиознова предложила Куравлеву роль эсэсовца Айсмана в «Семнадцати мгновениях весны», - рассказывает писатель Федор Раззаков. - Сначала режиссер пробовала Куравлева на роль... Гитлера, но из этой затеи ничего не вышло. И тогда возник Айсман. Актер понимал, что эта роль не совсем подходит его экранному имиджу, но желание разрушить представление о себе как об актере, способном играть только простых парней, было сильнее. Именно поэтому он отказывался от ролей, которые предлагал ему Шукшин. И от главной роли в фильме «Печки-лавочки» (1972). На счету у Куравлева 140 ролей в кино. Актер признавался: «Я снимаюсь неприлично много, и при этом у меня ничтожно мало удач... Про меня всегда думали, что я из провинции (артист родился в Москве. - Ред.). Как-то Владимир Меньшов спрашивает: «У тебя есть машина?» Я говорю: уже лет десять. А он: «Странно. Куравлев и машина?!» Таким я не умещаюсь в сознании людей. Я вроде бы этакий Иванушка-дурачок. И это идет от ролей - от Паши Колокольникова, Шуры Балаганова. Но мне близок такой взгляд на меня». ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ Спас Варлей ✓ На съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию» Куравлев много импровизировал. Так, у его героя была реплика: «Храните деньги в сберегательном банке». По ходу съемки дубля артист добавил от себя иронично: «Если, конечно, они у вас есть!» Гайдай, приветствующий экспромты, оставил эту отсебятину в картине. Кстати, песню в этом фильме «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь» спел не Куравлев, а Валерий Золотухин. «У меня голос совсем непевческий, к сожалению, - признавался актер в интервью «КП». - А помните ручку, которую Милославский дарит послу? На самом деле на ручке была изображена обнаженная женщина. Но этот кусочек вырезали. Сейчас показали бы». ✓ А на съемках «Вия» актер спас Наталью Варлей, которая выпала из летающего гроба. Вот как об этом случае рассказывал Куравлев в интервью «КП»: «Там есть эпизод, когда она летает в гробу. Однажды закрутился гроб с Наташей, и вдруг она стала падать. Во-первых, скорость, представьте себе, и, во-вторых, метра три высота. Она стала падать, а я находился в той точке, где мне пришлось всего лишь подставить руки, и она в них упала. Это чудо». ИЗ ПЕРВЫХ УСТ Отказался от роли в «Печках-лавочках» Куравлев вспоминал: «Шукшин знал, что я много снимаюсь, и, чтобы связать меня обещанием по рукам и ногам, привел в кабинет к тогдашнему директору студии с такими словами: - Вот мой Иван. Только скажите ему как высшее должностное лицо на студии Горького, чтобы он себя нигде не занимал. - Да, конечно, - ответил я. - Но... Не смог я тогда сказать откровенно, что не буду играть. Ситуация у меня тогда сложилась довольно обычная для многих актеров, проработавших в кинематографе уже не один год: мне надоело выступать в тех ролях, в которых меня занимали, - по существу, то был все тот же простак. От своих простаков я как раз хотел бежать, да и предложения в тот момент были подходящие: «Семнадцать мгновений весны», «Робинзон Крузо». Но и Василия Макаровича я не мог обидеть - это он ведь меня породил: с Пашки Колокольникова (в фильме «Живет такой парень». - Ред.) я начался как актер. Прошел день, второй, третий. Мне звонят ассистенты, я чего-то придумываю, но становится ясно: сниматься Куравлев не хочет... Иду я однажды по длинному коридору студии имени М. Горького и вдруг вижу: навстречу движется Шукшин. Бежать некуда да и глупо бежать, взрослый же я человек. А он глаза сузил и говорит: - Что ж ты мне под самый-то дых дал?! И вдруг такая штука... Ну спасал я себя, конечно, но все получилось как-то инстинктивно. Я сказал: - Вась, ну кто лучше тебя сыграет? Я-то лучше не сыграю! Ты написал, ты знаешь... Бывает, что самая простая, для всех очевидная мысль тебе самому иногда и в голову не приходит, другие видят, а ты - нет. Так и в тот раз: я почувствовал, что этого Шукшину не то что никто не говорил - он и сам не думал. - Да? - спросил он, словно не веря. - Ну конечно! Играй сам! Вот так получилось, что Ивана в «Печках-лавочках» сыграл не я...» САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФИЛЬМЫ С УЧАСТИЕМ АРТИСТА «Живет такой парень» (1964) «Вий» (1967) «Золотой теленок» (1968) «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972) «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) «Афоня» (1975) ПОЗДРАВЛЕНИЕ «Дорогой Ленечка Куравлев! «Комсомольская правда» предоставила мне замечательную возможность: прилюдно поздравить тебя с днем твоего совершеннолетия! Спасибо тебе за твоего великолепного Грандена из картины «Ищите женщину», за эпизодическую роль в моей дебютной картине «Суета сует». Спасибо тебе за ту далекую встречу в прекрасном Киеве у режиссера Кости Ершова, куда ты приезжал с любовью всей жизни, учительницей английского языка, твоей женой - красавицей Ниной. Я все помню и благодарю судьбу за наше сотворчество, за наше (пусть не очень частое) , но теплое и дружеское общение. Пожалуйста, будь здоров. Береги себя. Твоя Алла Сурикова». «Комсомолка» тоже желает замечательному артисту здоровья и долголетия!