Войти в почту

Российское кино на Ближнем Востоке

Павел Гайков, специально для МИА "Россия сегодня" 24 октября в столице Ливана Бейруте откроется фестиваль российского кино — первый в современной истории двух стран. Ближний Восток и культурный диалог в последние годы стали понятиями мало совместимыми, учитывая события в соседних с Ливаном Сирии, Ираке и Израиле. Ежегодные дни и недели российского кино, которые организует Министерство культуры РФ, проходят по всему миру — от Лондона и Нью-Йорка до Туниса и Таиланда. Но на Ближний Восток (за исключением Израиля) везти наши фильмы еще никому не приходило в голову. rightТем интереснее, что этот фестиваль организован небольшой группой энтузиастов во главе с девушкой с простым русским именем — Марией Ивановой, влюбившейся, по её словам, в Ливан с первого взгляда. Благодаря ее стараниям, а также поддержке ливанских властей и российского МИДа, на Ближнем Востоке впервые за десятилетия можно будет увидеть на большом экране лица Данилы Козловского и Ренаты Литвиновой. Генеральный продюсер компании "Buta films" Мария Иванова Можно себе представить, какая непростая задача стояла перед людьми, которые вызвались продемонстрировать за пять дней фестиваля все многообразие российского кино последних лет. Тут нужно было не только подобрать качественные фильмы, но и угодить местному цензурному комитету, который в итоге, например, не допустил к показу один из самых громких и скандальных российских авторских фильмов этого года. Каким в итоге предстанет российское кино перед ливанскими зрителями? Героическое Фестиваль откроется показом фильма, который с 20 октября можно будет увидеть в большинстве российских кинотеатров. "Ледокол" — идеальный "аперитив" для тех, кто лучше знает нашу страну по советским временам, когда связи были крепче благодаря ливанским врачам и инженерам, учившимся в СССР. Бородатые мужчины в шапках-ушанках и вязаных свитерах, которые невозмутимо сражаются в заснеженных просторах с ледяной стихией, выпивая и распевая в тесных комнатушках песни под гитару — возможно именно так до сих пор себе и представляют русских ливанские зрители. Режиссёр фильма Николай Хомерики скорее всего окажется единственным представителем отечественной киноиндустрии на фестивале и проведёт в Бейруте часовой мастер-класс. На следующий день ливанцам предстоит познакомиться с "Экипажем", в котором, по своеобразной иронии, также есть своя отсылка к 80-м. Данила Козловский не может оставить равнодушных в этой в универсальной жанровой истории про волевое преодоление сложных обстоятельств. Кадр из фильма "Экипаж" Романтическое rightБейрут называют ближневосточным Парижем. Ливан — мультикультурная и многоконфессиональная страна, в которой говорят по-французски и по-английски, это, возможно, самое европеизированное государство арабского мира. Так что фильм Анны Меликян "Про любовь", описывающий самые экзотические проявления романтического чувства в современном обществе, должен найти здесь отклик. На международных афишах название "About Love" выглядит как европейский молодёжный малобюджетный арт-мейнстрим. То есть кино, которое в традиционном обществе неизбежно сопровождает аура запретного и провокационного. Авторское Честь представлять пласт авторского российского кино выпала Александру Котту и его фильму "Испытание". Этот выбор позволил организаторам фестиваля не беспокоиться о субтитрах, так как за 95 минут герои фильма не произносят ни слова. Древневосточные мудрецы такое поведение точно бы одобрили. Вместо слов режиссёр общается со зрителем медитативным языком музыки композитора Алексея Айги, который со своим ансамблем "4:33" выступит вживую на закрытии фестиваля. В кадре — степной Казахстан и его аборигены, время действия становится понятно только в самом конце. "Испытание" — самый азиатский из новейших российских фильмов. А его режиссёр продолжает работать в восточном направлении. На московскую пресс-конференцию фестиваля Александр Котт прилетел из Душанбе, где сейчас ведёт работу над своей новой картиной. "Я по-прежнему чувствую себя на Востоке", — сказал режиссёр журналистам и всё остальное время преимущественно молчал. Кадр из фильма "Испытание" Анимационное rightНе представить при первом знакомстве с российским визуальным искусством таких авторов как Гарри Бардин или Константин Бронзит было бы непростительно. Мировой авторитет России в сфере авторской анимации по-прежнему очень высок, и участие работы Бронзита в шорт-листе последнего "Оскара" тому самое свежее подтверждение. К тому же, фильмы "Мы не можем жить без космоса" Бронзита, "Гадкий утенок" (озвучивал Владимир Спиваков и его оркестр), а также "Слушая Бетховена" Бардина используют самые популярные темы, ассоциирующиеся с Россией — космоса, балета и классической музыки. Безграничное Фестиваль в Ливане имеет также очень интересную документальную секцию. Фильм о палестинских трейсерах (паркурщиках) "Сектор противоречий", о воюющих с исламистами женщинах-курдах "Её война: женщины против ИГИЛ" и, наконец, рассказывающий о сирийских эмигрантах "Бежать от войны" организатора фестиваля Марии Ивановой представляют отечественную школу документалистики, развивающуюся как бы вопреки отсутствию большого спроса со стороны российского зрителя. Эти фильмы также показывают, что российское кино и не собиралось замыкаться на внутренних темах и конфликтах, и что современное состояние Ближнего Востока уже отрефлексировано отечественными авторами. В другой регион, Мексику, переносят зрителя авторы "Саламанка", главные герои которого — потомки западноевропейских протестантов-переселенцев. В текущем сезоне этот фильм Руслана Федотова и Александры Кулак был показан на всех центральных документальных смотрах мира и отмечен специальным дипломом на недавно завершившемся в Санкт-Петербурге фестивале "Послание к человеку". "Пять лет за пять дней" — это слоган первого фестиваля российского кино в Ливане, организаторам которого действительно удалось собрать все оттенки отечественного кино пяти последних лет.