Войти в почту

Все это было не со мной. Размышления военного корреспондента и режиссера Сергея Говорухина

Картины о войне и роль, которую они играют в воспитании, — вот одна из тем, волновавшая рано ушедшего из жизни военного корреспондента и режиссера Сергея Говорухина. В свое время его размышления не были опубликованы. «Вечерка» делает это в рубрике «Старый диктофон».Родился я в 1961 году, то есть в мирное время. Будучи мальчишками, мы часто играли во дворе в войну. Она, в отголосках крепкого советского кино, незримо прошлась и по нашему детству. Мы завидовали героям тех лет, завидовали героям этих потрясающих фильмов. Потому что чувствовали: в их жизни было что-то такое, настоящее и стоящее, чего у нас не было. В нашем восприятии присутствовала только героическая часть, всего ужаса войны мы, разумеется, до конца тогда не осознавали. Многие мои сверстники плохо помнят наше советское детство, но все, что так или иначе связано с событиями 1941–1945-го, хранят в глубине души как что-то святое. «Все, что было не со мной, помню», — это про нас. Главное — не лгать Меня уже во взрослом возрасте глубоко потрясли кадры из картины «20 дней без войны». Алексей Герман — он вообще честнейший, редчайший режиссер, умеющий в полной достоверности донести до зрителей пот, кровь, слезы, военные километры — абсолютную реальность происходящего. Причем выстраивает он это все на мельчайших бытовых подробностях. Замечали? А какие артисты у него работают? Он умеет вытащить из них что-то такое, чего они, возможно, сами о себе не знают, и я всегда этому поражался. Вот как потрясающе у него сыграл Юрий Никулин?! Мы до Германа такого Никулина и не знали, привыкнув его видеть совсем иным на экране. Я против постановочных кадров в документальном кино. Потому что знаю цену любому постановочному кадру в кинодокументалистике, которая активно отторгает подобные поползновения. Даже если вы на человека напяливаете старую военную форму, вываливаете его в грязи, пачкаете лицо и руки, он не сможет достоверно воспроизвести мимику, придать соответствующее напряжение мышцам тела. И получается «лабуда», зритель ее мгновенно считывает. А затащить нынешнего режиссера в зону военных действий невозможно, никто не хочет туда лететь и смотреть, что там происходит. Если же говорить о лучших образцах игрового кино, то тут другая история. Они как раз, думаю я, оказались востребованными и остались такими на все времена, потому что Великая Отечественная война пропущена нами через себя, собственное сердце на генетическом уровне: в каждой семье были отец, дед, не вернувшиеся с войны. Неслучайно самыми лучшими оказались ленты, снятые не кинематографистами-ветеранами, а их детьми, детьми войны, которые впитали ее с молоком матери, из рассказов бабушек, из семейных фотоархивов наконец. СПРАВКА Сергей Говорухин — военный корреспондент, режиссер, сын режиссера Станислава Говорухина. С 1994 по 2005 год в качестве журналиста участвовал в боевых действиях в Таджикистане, Чечне, Афганистане и Югославии. Удостоен нескольких боевых наград. Снимая фильм о современных войнах России в Грозном, в феврале 1995 года был обстрелян чеченскими боевиками, получил ранение, которое привело к ампутации ноги. Как сценарист и режиссер дебютировал с художественно-публицистическим фильмом «Прокляты и забыты» (1997). Снял картины «Никто, кроме нас» и «Земля людей». 27 октября 2011 года умер от инсульта в возрасте 50 лет.

Все это было не со мной. Размышления военного корреспондента и режиссера Сергея Говорухина
© Вечерняя Москва