В декабре отпразднуют 100-летие со дня рождения Вероники Дударовой 

В декабре отпразднуют 100-летие со дня рождения Вероники Дударовой
Фото: Российская Газета
Вероника Борисовна Дударова… Имя и творчество этого выдающегося дирижера XX века и сегодня волнует тех, кому посчастливилось бывать на ее концертах, слушать ее записи, выступать в совместных концертах. Сознание сберегло трепетные музыкальные переживания. В нем всплывают не только эпизоды триумфальных симфонических концертов, но и сама атмосфера музыкальных празднований. В центре сохранившихся впечатлений эмоциональной фотовспышкой высвечивается образ величественной и потрясающе красивой женщины, создающей музыку.
Память выстраивает грандиозное крещендо «Болеро» Равеля, озвучивает бушующие страсти и возвышенный пафос симфоний — Седьмой Бетховена, Шестой Чайковского, Первой Малера, Второй Рахманинова, Пятой Шостаковича, разворачивает захватывающие истории симфонических поэм , впечатляющие звуковые картины «Моря» Дебюсси. И многое-многое другое. Перечислить всё, что когда-то было услышано и записано на флеш-карту памяти как нечто событийное и вместе с тем очень важное для тебя лично, невозможно.
Именно Дударовой удалось коренным образом изменить карту музыкального профессионализма XX века. Сколько бы теоретики вопроса не уточняли, что Дударова не была первой женщиной-дирижером, что, мол, до нее вставали за дирижерский пульт Надя Буланже, Жанна Эврар или Этель Легинска, всё-таки и для профессионалов, и для любителей музыки всего мира именно Вероника Дударова стала символом таланта, преодолевшего барьеры традиции.
Нашей великой соотечественнице удалось то, что и сегодня трудно не то, что повторить, но даже вообразить. Почти пятьдесят лет В. Дударова руководила лучшими оркестрами столицы: около тридцати лет — Московским симфоническим, еще 19 лет — Симфоническим оркестром России. Дар музыканта высоко ценят и ценили коллеги-дирижеры. Не склонные раздавать комплименты и  признавали высочайший профессионализм и неповторимость дирижерского дарования Дударовой. Евгений Фёдорович Светланов называл масштабы творческой деятельности Дударовой гигантскими, восхищался её удивительно точным проникновением в исполняемые оркестровые произведения.
С Вероникой Борисовной делили успех лучшие отечественные и зарубежные солисты, среди которых пианисты и , и Фархад Бадалбейли, скрипачи Леонид Коган и , и , Лиана Исакадзе и , певцы и , и , виолончелисты Валентин Фейгин и . Всех перечислить невозможно!
А с какой благодарностью вспоминают имя Вероники Борисовны композиторы, чьи произведения были блестяще исполнены дирижером. В ее лице нашли выдающегося интерпретатора десятки композиторов-современников, среди которых , , , , Альфред Шнитке, , , София Губадулина, , Илья Габараев, Ширвани Чалаев.
Вероника Борисовна была блистательным педагогом и пропагандистом классической музыки. В своих коллективах она воспитала сотни оркестровых музыкантов. Всей своей деятельностью во время дневных и вечерних филармонических концертов, в многочисленных гастрольных поездках и фестивалях она вместе с музыковедом Жанной Дозорцевой обращала в музыкальную веру тысячи слушателей. Дударовой это удавалось, потому что у нее была убежденность в том, что музыка — это едва ли не самое главное в жизни человека. А ведь ещё Берлиоз утверждал, что дирижёр должен быть страстным и влюблённым в музыку, «тогда его чувство, его волнение передаются исполнителям, его внутреннее пламя согревает их, его наэлектризованность электризует их, сила его побуждений увлекает за собой — он излучает вокруг себя живительную силу музыкального искусства».
Особую привязанность Вероника Борисовна к испытывала к Кавказу. Рожденная в Баку, часто бывавшая в любимой Осетии, Дударова словно получила от кавказской природы особую стойкость и жизненную силу. В 1960 году во время декады осетинского искусства и литературы В. Б. Дударова поставила и провела два первых национальных спектакля композитора Х. Плиева — оперетту «Весенняя песня» и оперу «Коста», посвященную великому сыну осетинского народа Коста Хетагурову. Много раз артистка приезжала в родную рес¬публику, и каждый её визит становился праздником. И кто знает, может именно эти концерты-праздники стали отправной точкой в формировании череды осетинских дирижеров — , Тугана Сохиева, Заурбека Гугкаева, , Хетага Тедеева, Георгия Албегова, Даны Муриевой.
В начале карьеры Веронику Дударову называли огненным дирижером, в пору расцвета ― музыкантом, творящим чудеса, поэтессой, артисткой, скульптором и режиссером звука. В конце жизни Вероника Дударова все чаще удостаивалась звания «легендарной»! В жестокую и прагматичную эпоху XX — XXI веков ее творчество представало по-настоящему уникальным, внося в нашу жизнь свет духовной надежды и чистоты, женской гармонии и созидания, утверждая немеркнущие идеалы Истины, Добра и Красоты.
Видео дня. Как советский милиционер победил Фантомаса
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео