Ещё

Русское ретро в Марракеше 

Русское ретро в Марракеше
Фото: Коммерсант
В Марокко проходит международный кинофестиваль
Международный кинофестиваль в Марракеше представил солидную и для наших дней уникальную ретроспективу российского кино: подобного масштаба акций не было нигде на фестивалях мира вот уже больше десятка лет. Комментирует .
Предыдущая, не менее объемная ретроспектива, организованная куратором с участием российских и зарубежных киноведов-архивистов, прошла на фестивале в Локарно в 2000 году под названием «Неизвестная история российского кино». Эта амбициозная акция завершила постперестроечный период конца 1980-х и 1990-х годов, когда тяга к советскому и российскому кино в мире была огромна: все ждали открытий как в его прошлом (запрещенные цензурой «полочные» фильмы), так и в ближайшем будущем. Однако «неизвестная история» скоро превратилась скорее в публицистический слоган: на самом деле все уже было известно и доступно, но интерес к России угасал, поскольку она утрачивала уникальность глобального социального эксперимента, превращалась в обычную страну, одну из многих. И надежды на появление российской «новой волны», способной поразить мир, таяли на протяжении всех этих лет, пока не истаяли совсем.
И вот организуется большая ретроспективная программа нашего кино в Марракеше — на довольно молодом фестивале, который возник как раз на заре нового века, в 2001 году, и уже приобрел в глазах профессионалов неплохую репутацию. Вечерние церемонии и показы проходят в современном Дворце конгрессов, где технологически все великолепно оборудовано, происходящее на сцене с помощью субтитров синхронно переводится с арабского на французский и английский, и наоборот. В этот вечер прозвучал и русский язык. Сначала на сцене появилась французская актриса и произнесла лирический монолог про российское кино как оазис романтизма и свободы, а потом вышла в составе двух десятков человек внушительная российская делегация. Рядом с ветераном , маститыми режиссерами , Павлом Лунгиным, Кареном Шахназаровым и , актрисой стоял 27-летний Иван И. Твердовский, автор конкурсного фильма «Зоология». Два года назад в том же Марракеше он выиграл главный приз за свою дебютную ленту , а еще раньше, в 2008-м, здесь победила картина «Дикое поле»: не в этом ли истоки интереса к современному российскому кино в его авторском изводе? Другую, жанрово-постановочную грань киноиндустрии представлял костюмный «Дуэлянт» , показанный в тот же вечер в огромном, заполненном зрителями зале.
Показу предшествовал эффектный ролик с фрагментами классических фильмов, включенных в ретроспективу, — от «Броненосца „Потемкин“ до „Стиляг“ Валерия Тодоровского и „Про любовь“ . В программу, составленную Жоэлем Шапроном, французским экспертом по российскому кино, вошли ключевые фильмы, не просто принесшие ему славу, но и выразившие динамику меняющегося времени. Многие из этих картин были впервые представлены на Каннском фестивале, а одна — „Летят журавли“  — победила там в 1958 году. Успех такого ранга с тех пор не повторился, но в Канне успешно были показаны „Баллада о солдате“ , почти все фильмы , „Такси-блюз“ Павла Лунгина, „Умри, замри, воскресни“ , „Город Зеро“ Карена Шахназарова, „Утомленные солнцем“ , „Брат“ , „Русский ковчег“ , „Левиафан“ , „Ученик“ . Все они включены в ретроспективу, проходящую в Марракеше. Плюс „Комиссар“ , „Сибириада“ , „Иди и смотри“ Элема Климова и „Маленькая Вера“  — символ сексуальной революции и перестройки в советском кино.
Уже из этого неполного перечня названий видно, что программа задумана демократичной, ориентирована не на круг специалистов и подготовленную публику, а на обычных зрителей (исключение — разве что более сложный по своей эстетике „Хрусталев, машину!“ ). Ведь дело происходит не в Локарно с его давней синефильской традицией, а в Марокко, где люди любят кино, но имеют не так уж много возможностей смотреть в национальном прокате нестандартную авторскую продукцию.
В общем, можно утверждать, что предпринятый эксперимент удался. Наших кинематографистов принимали очень тепло, а марокканский стиль органично сплелся с русским в танцевальном дуэте „казачка“ и „бербера“ под мелодию „Калинки“. Над ними парил в воздухе красный газовый шарфик, словно из фильма . Удивительно, но даже в этой рискованной мизансцене не было налета пошлости и «клюквы», был же безупречный французский вкус, который иногда отказывает даже организаторам церемоний открытия и закрытия Каннского фестиваля.
Видео дня. Как Анатолий Васильев простил неверную жену
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео