Войти в почту

Лучшая дюжина Стивена Спилберга

Делать список лучших работ Стивена Спилберга трудно и почти невозможно. Ни тройку, ни пятёрку, ни даже десятку Самых Главных его картин со всей объективностью вычленить попросту нельзя, так как и фильмов много, и сам режиссёр — необыкновенно разносторонний, одинаково успешно снимающий в зачастую полярных жанрах. Он, конечно, первый в рейтинге создателей так называемого «семейного кино», но и «взрослых» лент у него вовсе немало. Поэтому даже дюжина названий — компромиссное решение, субъективный взгляд на творчество всеми любимого кинематографического гения, который 18-го декабря отмечает своё 70-летие. Дебютная спилберговская «Дуэль» изначально была телевизионным фильмом. Но банальный, казалось бы, случай на дороге, вылившийся в почти что эпическое противостояние легковушки с грузовиком, был поставлен и смонтирован с такой энергией и с таким напряжением, что предназначавшуюся для малого экрана картину в итоге выпустили и в кинотеатрах. Так в 1971-м году, как раз накануне своего 25-летия, режиссёр Стивен Спилберг заставил всех убедиться, что секрет успеха не в бюджете, а в мастерстве рассказчика. Общепризнанный факт: в 1975-м году Стивен Спилберг со своей большой белой акулой навсегда изменил историю не только американского, но и мирового кинематографа. «Челюсти» стали тем самым первым блокбастером, что научил Голливуд собирать необыкновенную кассу и со временем заставил отвернуться от вдумчивых картин в сторону крупного зрительского аттракциона. «Близкие контакты третьей степени» 1977-го года считаются одним из самых образцовых фильмов про встречу землян с инопланетным разумом, чему способствовали, конечно, обстоятельность и серьёзность подхода. Спилберг рассказывает о возможности Контакта так, что даже заядлых скептиков заставляет признать, что такая возможность, в принципе, действительно существует. Пришельцы бывают разными — и вскоре после «взрослого» фильма про них Спилберг снимает идеальный детский. «Инопланетянин» 1982-го года заложил, можно сказать, новые основы семейного кино, не только стерев и заставив пересмотреть границы жанров, но и убедив всех, что невозможное возможно. По плечам Спилбергу оказалось и приключенческое кино. Начатый в 1981-м году цикл про археолога, неизменно влезающего в рисковые авантюры, своего подлинного величия достиг в 1989-м: «Индиана Джонс и последний крестовый поход» не просто продлил ранее начатые линии, но придал им новое измерение, направив прямиком в торжествующее бессмертие. Как и в прочих случаях, публику заставлять идти в кино было не надо: к этому времени Стивен Спилберг — главный в мире спец по высококлассным киноразвлечениям. Что в очередной раз было доказано в 1993-м. Для более точной оценки «Парка Юрского периода» следует помнить, каково было его первым зрителям. К тому времени они видели уже и самых разнообразных роботов, и масштабные космические сражения, но тут на экране живых актёров окружали самые настоящие, всамделишные динозавры! Спилберг в очередной раз заставил всех громко охнуть. В том же 1993-м году — вероятно, самом успешном году в своей насыщенной и полной событиями жизни — Спилберг со всей убедительностью показал, что умеет не только развлекать, но способен и на нечто большее. Попытки создать подлинно драматическое кино были у него и прежде, но именно «Список Шиндлера» заставил весь мир плакать. Суровая правда о Холокосте с момента своего появления — самый высокооценённый шедевр великого мастера. С другой стороны режиссёр раскрыл изнанку Второй мировой войны в фильме 1998-го года «Спасти рядового Райана», в котором заставил всех не только содрогнуться от ужасов кровавой мясорубки, но и поразмышлять над нравственным выбором главных героев. Этой картиной Спилберг ставит немало вопросов, на которые нет однозначных ответов, характеризуя себя таким образом ещё и как по-настоящему глубокого мыслителя. Но подлинным философом Спилберг показал себя в 2001-м году, завершив разрабатываемый ещё Стэнли Кубриком фильм «Искусственный разум». В истории робота, мечтающего превратиться в настоящего мальчика, режиссёр соединил многие свои любимые темы и заставил их подняться на совершенно новую высоту смыслового обобщения — создав, пожалуй, самую безупречную, но при этом, похоже, и самую недооценённую свою картину. «Особому мнению» в 2002-м году удалось сделать то, что удаётся далеко не каждой картине с научно-фантастическим сюжетом. А именно — заставить нас поверить в существование целого ряда ещё несуществующих вещей, которые — надо же! — стали постепенно появляться в скором времени после появления фильма. Так точно предвидеть будущее получается далеко не у всех фантастов. «Приключения Тинтина», в российском прокате расширившие название при помощи «Тайны Единорога», в 2011-м году заставили многих зрителей спорить: что это — мультфильм или игровое кино?.. По ощущениям — одно, по принципу съёмки — другое; в который раз Стивен Спилберг расписался в том, что удивлять — его призвание, а волшебство — его профессия. В 2015-м Спилберг продемонстрировал отменную творческую форму пронзительным рассказом о судьбе честного человека во времена Холодной войны. «Шпионский мост» — ещё одна блистательная драма, вновь подтверждающая, что этот режиссёр как мало кто другой умеет заставить зрителя задуматься. И это — великий дар, используемый мастером исключительно во благо.

Лучшая дюжина Стивена Спилберга
© Ридус