Ещё
Чем занимается Маша из сериала «Саша+Маша»
Чем занимается Маша из сериала «Саша+Маша»
Актеры
Что не так с именем Данилы Багрова в "Брате"
Что не так с именем Данилы Багрова в "Брате"
Фильмы
Где сейчас актеры из “Маски-шоу”
Где сейчас актеры из “Маски-шоу”
Актеры
Неудачные дубли, сделавшие фильмы шедеврами
Неудачные дубли, сделавшие фильмы шедеврами
Фильмы
Ford против Ferrari
Ford против Ferrari
Биография, Драма, Спортивный
Купить билет
Грех
Грех
Биография, Исторический, Драма
Купить билет
Текст
Текст
Триллер, Драма
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Доктор Сон
Доктор Сон
Ужасы
Купить билет
Ангелы Чарли
Ангелы Чарли
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Семейка Аддамс
Семейка Аддамс
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Терминатор: Темные судьбы
Терминатор: Темные судьбы
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Стражи Арктики
Стражи Арктики
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Верность
Верность
Драма
Купить билет
Хороший лжец
Хороший лжец
Драма
Купить билет
Джокер
Джокер
Триллер, Драма, Криминальный
Купить билет
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Документальный, Музыкальный
Купить билет
Мидуэй
Мидуэй
Боевик, Исторический, Драма
Купить билет
Во всё тяжкое
Во всё тяжкое
Трагикомедия
Купить билет
Эверест
Эверест
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Девятая
Девятая
Исторический, Приключение, Триллер
Купить билет
Идеальный пациент
Идеальный пациент
Триллер
Купить билет
Дождливый день в Нью-Йорке
Дождливый день в Нью-Йорке
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Холодное сердце 2
Холодное сердце 2
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет

Марис Янсонс рассказал об оркестрах, оперных режиссерах и Раймонде Паулсе 

Марис Янсонс рассказал об оркестрах, оперных режиссерах и Раймонде Паулсе
Фото: Российская Газета
Выдающийся российский дирижер Марис Янсонс, руководитель симфонического оркестра Баварского радио, один из самых востребованных дирижеров в мире, скоро выступит в конкуренции со своими коллегами. 12 февраля в Лос-Анжелесе состоится объявление лауреатов GRAMMY — 2017.
В списке номинантов — запись Мариса Янсонса Симфонии № 5 , сделанная им с Королевским оркестром Консертгебау на лейбле RSO. Эта работа выдвинута как Лучшее оркестровое исполнение (Best Orchestral Performance). Сам Янсонс считает, что для него удачным был весь предыдущий год, в котором было много гастролей, записей и новых работ.
Поговорить об этом с ним удалось в Петербурге, куда он приехал на несколько дней.
Вы вернулись после большого тура с оркестром Баварского радио в странах Азии?
Марис Янсонс: Да, с оркестром Баварского радио у нас были гастроли по США и странам Азии: Тайвань, Южная Корея и Япония. Исполняли мы сложнейшую программу: Девятую симфонию Малера, Альпийскую симфонию , Симфонию № 100 ("Военную") Гайдна, сюиту из музыки балета Стравинского «Жар птица» и Скрипичный концерт Бетховена (солировал замечательный музыкант-виртуоз ). И везде прием был восторженный. В Тайване публика просто потрясающая по энтузиазму и по тому, как люди там внимательно слушают музыку на концерте. В Японии аудитория при всей ее интеллектуальности и дисциплинированности, менее спонтанна, но очень чувствительна.
Вы привозили мюнхенцев дважды в Москву и в Петербург. Но вас очень редко можно увидеть за пультом российских оркестров. Почему?
Марис Янсонс: Так складывается, что у меня много работы за рубежом. Гастроли, репетиции, подготовка к концертам требуют необходимой концентрации внимания и четкого распределения времени. Нельзя распыляться и планировать огромное количество концертов. Ведь сцена — это такая потрясающая вещь и для творческого удовлетворения, и для вашей души, и вообще, для жизни. Я больше пятидесяти лет посвятил своей профессии. И все коллективы, замечательные солисты, с которыми я выступал, относятся ко мне с невероятной добротой и чутким взаимопониманием. Мне грех жаловаться. Иногда хочется меньше ездить, возникает желание больше побыть дома, почитать книги, сходить в театр. Но даже неделя паузы навевает на меня скуку по концертам. И я снова возвращаюсь в оркестр.
Но с Королевским оркестром Консертгебау вы все-таки расстались?
Марис Янсонс: Я завершил свой контракт с Консертгебау, которым руководил двенадцать лет, надеясь, что немного облегчу свою жизнь и буду дирижировать меньше. Но, сколько не уменьшай свою работу, она все равно не исчезнет: всегда находится что-то новое и интересное. А с Консертгебау мы в прошлом году исполнили и сделали запись Седьмой симфонии . С этим коллективом мы записали почти все симфонии Густава Малера. Амстердам — это вообще особое, почитаемое место музыки Малера. Композитор был большим другом Виллема Менгельберга, одного из первых дирижеров Консертгебау, и Менгельберг часто включал в программы своих концертов его симфонии. Именно поэтому традиции, связанные с интерпретацией симфоний Малера Королевским оркестром Консертгебау, сильны и почитаемы во всем мире.
Нынешний концертный сезон вы открывали в Риге с Латвийским национальным симфоническим оркестром, отмечающим 90-летие со дня своего основания…
Марис Янсонс: Эта осенняя поездка в Ригу была очень трогательной. Предыдущие мои концерты в латвийской столице с оркестрами Консертгебау и Баварским радио не позволяли мне там задерживаться, а на этот раз сотрудничество с Латвийским оркестром продлило мне счастливые дни пребывания на моей малой родине. Мне этот концерт был дорог по двум причинам. Во-первых, юбилей самого оркестра, а во-вторых, моему земляку, композитору и пианисту исполнилось 80 лет. Я обожаю и необычайно ценю этого человека. Моей давней мечтой было с ним что-то сыграть в концерте. Мы много раз договаривались, назначали время репетиций, но один раз я заболел, потом какие-то другие причины возникали.
Я понял, что если сейчас не сделаю совместный концерт с Раймондом, то вряд ли, когда еще представится такой уникальный шанс. Паулс солировал в Рапсодии в стиле блюз , а затем я продирижировал его замечательное сочинение — фантазию «Театр» для фортепиано, хора и оркестра в аранжировке современного латвийского композитора Артура Маскатса.
Вы часто выступаете и со знаменитым Берлинским филармоническим оркестром. Предстоящей весной будете снова дирижировать первомайским Европейским концертом?
Марис Янсонс: Да, это будет на Кипре. Я очень жду этого события. Это бесподобный оркестр, со своим уникальным почерком, звуковой палитрой и необъятным репертуаром. Там много моих друзей, и каждый из солистов — люди высочайшей культуры и виртуозного исполнительского мастерства. Перед путешествием на Кипр, я дам три концерта в Берлине с программой из произведений Сибелиуса, Бартока и Вебера. Я уже проводил в 2001 году с Берлинскими филармониками традиционный европейский концерт. Это было в Стамбуле. Каждый год оркестр выступает на новых площадках, выбирая исторические и даже экзотические места. Концерт транслируется по телевидению во многих странах мира, а затем выпускаются записи на DVD и Blu-ray. На Зальцбургском фестивале будущим летом состоится премьера новой постановки «Леди Макбет Мценского уезда» .
Несколько лет назад Вы представляли эту же оперу в Амстердаме. Почему снова вернулись к этой партитуре?
Марис Янсонс: Премьера оперы Шостаковича на Зальцбургском фестивале очень волнует меня. Не скрою, но я в очередной раз пересматриваю свое отношение к интерпретации этого сочинения, глубоко чувствуя музыку и проживая атмосферу гениальной оперы Шостаковича. Я возлагаю свои надежды на достойную режиссерскую концепцию и сценическое оформление спектакля, чтобы произведение ни в коем случае не пострадало. Там будет задействован великолепный состав певцов, включая Ферруччо Фурланетто, , и . Спектакль будет ставить немецкий режиссер .
Всегда ли Вы единогласны с режиссерами? Бывают ли споры о концепции постановки?
Марис Янсонс: Да, такое часто случается. Например, спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Нидерландской опере. В начале работы меня многое в его идеях шокировало. Я был очень расстроен, нервничал и старался пойти на компромисс: пытался в чем-то убедить режиссера. Я всегда заранее вступаю в диалог с режиссером, вместе мы прорабатываем концепцию. И если вдруг случается конфликтная ситуация, положение может кардинально измениться. Дирижеру придется согласиться с видением режиссера. Но, если вы в корне оба по-разному воспринимаете произведение, то режиссер уже не способен поменять свою трактовку. И тогда дирижеру приходится дирижировать спектакль, игнорируя происходящее действие на сцене, что само по себе невыносимо. И это неправильно, потому что вы — исполнитель, и вы не должны изолироваться, демонстрируя публике и участникам премьеры свое неуважение к постановке. К счастью, таких моментов у меня не возникало.
Может быть, мне везло с режиссерами, среди которых были и австриец Мартин Кушей, и норвежец . С последним мы осуществили в Амстердаме постановки опер Чайковского: "" и «Пиковая дама». Херхайм очень музыкальный режиссер, а по профессии еще и виолончелист. Его режиссерский замысел в принципе не отходит от главной драматургической линии оперного спектакля. Херхайм может неожиданно воспользоваться вариантом какой-то картины для абстрактной ситуации. Вот, например, в «Пиковой даме» сам Чайковский выступал у него чуть ли не главным героем. Это было своеобразное олицетворение жизни самого композитора. И что тут плохого? В этом и есть ценность нового спектакля, его современность. Я никогда не ссорился с режиссерами и никогда не разговаривал с участниками спектакля на повышенных тонах. До конфликтов не доходило, в отличие от моих коллег, которые принимали достаточно смелое решение, снимали с себя ответственность за музыкальное руководство спектаклем и просто уезжали.
Как обстоят дела со строительством нового Концертного зала в Мюнхене, который в скором времени станет базовой площадкой для симфонического оркестра Баварского радио?
Марис Янсонс: Это счастье, что свершилась моя давняя мечта — проект строительства нового музыкального комплекса был одобрен и запущен в работу. Премьер-министр Баварии принял утвердительное решение. В мае состоится конкурс архитекторов, а в 2018 году начнется строительство здания. Здесь предстоит еще немало хлопот, в том числе преодоление множества самых разных бюрократических процедур. Но я несказанно рад, что моя борьба с властями Мюнхена за двенадцать лет не прошла даром и процесс выигран. Там будет еще и образовательный центр, и дети смогут с раннего возраста приобщаться к миру классической музыки также, как и вы много лет назад, когда, приехав в Ленинград, попали в школу-десятилетку при Консерватории.
В прошлом сезоне она отметила свой юбилей — 80-летие со дня основания.
Марис Янсонс: Это один из тех подарков судьбы, которые мне дала жизнь. О таком высочайшем уровне образования и музыкальной жизни, какая была в Советском Союзе, сегодня можно лишь только мечтать. Время было другое, иные ценности. Здесь творили такие гении, как Шостакович, Мравинский, Гилельс, Ойстрах, Рихтер, Ростропович. Я прекрасно помню то золотое время учебы с моими друзьями: и Давидом Голощекиным. Такое образование сегодня, как мне кажется, нигде нельзя уже получить. Сегодняшний мир находится в непростой политической ситуации.
Проводя много времени в Германии и других странах Европы, вы сталкиваетесь с ситуациям политического характера?
Марис Янсонс: Я никогда не смешивал политику с искусством и музыкальной средой. Работая в непростых условиях сегодняшнего мира, я стараюсь максимально концентрироваться только на музыке. Политические войны в мире всегда были и будут. И у каждого на этот счет есть свое мнение. Я никогда не уезжал из России, моим родным домом был и остается Петербург. А когда я на сцене, то все свои чувства и мысли направляю только музыку, на то, чтобы публика испытала громадное удовольствие. И мне хотелось бы, чтобы в мире как можно больше людей приобщалось к настоящему, подлинному искусству. Хотелось бы, чтобы люди поняли значение самой сути искусства. Потому что искусство, музыка — это важнейший элемент души и сердца человека.
Видео дня. Советские кинозвезды, умершие в нищете
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео