27 января – 3 февраля фильм Голос монстра с 2 февраля Третий полнометражный фильм испанца Хуана Антонио Байона, ученика Гильермо дель Торо, заканчивает его необычную трилогию о детях и матерях. Все фильмы сняты в разных жанрах -- триллер "Приют", 10 лет назад показанный на Каннском кинофестивале и ставший одним из самых кассовых испанских фильмов за всю историю, фильм-катастрофа "Невозможное", основанный на реальных событиях, а "Голос монстра" -- подростковое фэнтези, экранизация одноименного бестселлера. Фильм о взаимоотношениях мальчика и чудовища -- огромного тисового дерева -- на самом деле рассказывает о том, как справиться со смертью близкого человека. А сам монстр и его истории открывают пространство для всевозможных интерпретаций -- от синефильской до психоаналитической. выставка Филипп Шансель. Парижские бунтари' 82 Мультимедиа Арт Музей 26 января -- 26 февраля Ежегодный фестиваль "Мода и стиль фотографии" открывается в МАММ выставкой известного французского фотографа Филиппа Шанселя. "Парижские бунтари" посвящены взаимодействию двух важнейших субкультур начала французских 1980-х -- группировкам Del Vikings и Panthers. Казалось бы, на дворе -- расцвет панк- и нью-вейв-культуры, но и "Викинги", и "Пантеры" выглядят для 1980-х на редкость старомодно. Первые -- нечто вроде рокабильщиков, гоняют на кабриолетах, танцуют рок-н-ролл. Вторые копируют "Черных пантер" и борются за эмансипацию чернокожих французов. Первые -- за чистое веселье, вторые -- за непрестанную борьбу. Интересно, что в героях Шанселя нет ни специальной французской специфики, ни отчетливой привязки к времени. Если смотреть его кадры без подготовки, не так-то просто угадать, где и когда происходит действие. спектакль Мастер и Маргарита Студия театрального искусства 29, 31 января, 1, 11 февраля, 19.00 Сергей Женовач не позволяет никаким катаклизмам сбить себя с рабочего ритма -- большие премьеры он планирует задолго и выпускает не чаще раза в сезон-полтора. Кроме того, Женовач в последние сезоны обращается к определенному кругу авторов и определенной эпохе -- перед давно уже заявленными "Мастером и Маргаритой" был "Самоубийца" по Эрдману, а еще раньше -- "Театральный роман". Постановочная команда тоже не меняется: помимо самого Женовача в нее входят сценограф Александр Боровский, художник по свету Дамир Исмагилов, музыкальное оформление -- Григорий Гоберник. Несмотря на такую стабильность, инсайдеры обещают много неожиданностей и "Женовача, которого еще не видели". кинопоказ Никогда Государственная Третьяковская галерея (Инженерный зал) 28 января, 16.00 Режиссерский дебют Петра Тодоровского, снятый в 1962 году, в котором свою первую главную, а возможно, и лучшую роль в кино сыграл Евгений Евстигнеев. Фильм поставлен по сценарию Григория Поженяна и рассказывает о конфликте нового директора судостроительного завода с коллективом. За фасадом производственной драмы легко увидеть фильм об одиночестве -- и можно предположить, что это чувство было особенно близким и режиссеру, и сценаристу: оба прошли войну и регулярно возвращались в своем творчестве к личному военному опыту, поэтому за одиночеством главного героя угадывается социальное отчуждение, свойственное синдрому вернувшихся с фронта. Не самый известный фильм "оттепели" полон того тихого отчаяния, которое только усиливает нетипичное для советского кино название -- "Никогда". Музыку для фильма написал Олег Каравайчук. Показ представит основатель московского Музея кино киновед Наум Клейман. выставка Ясумаса Моримура. История автопортрета ГМИИ имени Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков 31 января -- 9 апреля Удачно выступив на петербургской "Манифесте", японский мастер перевоплощений Ясумаса Моримура, судя по всему, полюбил российские музеи мирового искусства. Его, то есть мирового искусства, история -- от Леонардо до Синди Шерман -- будет переиграна в 80 с лишним работах из Национального музея искусств Осаки, Музея современного искусства Хара в Токио, Национального музея современного искусства Киото и коллекции художника. фильм Сафари с 2 февраля Ульрих Зайдль, вот уже 25 лет без оглядки на любые табу и границы вскрывающий язвы европейского общества, снял новый документальный фильм о туристах, отстреливающих животных в Африке. Раскрывая всю подноготную индустрии сафари — от обслуживания в отелях для охотников до прайс-листов для выборы жертвы и оружия, Зайдль пытается выследить и зафиксировать чудовищные проявления человеческой природы с не меньшим азартом, чем его герои — свою добычу. Алексей Артамонов о «Сафари» Ульриха Зайдля выставка Константин Батынков. Vedute ЦСИ «Винзавод», галерея pop/off/art 25 января -- 26 февраля Новый проект одного из самых востребованных современных российских живописцев. Как всегда у Батынкова -- тонкая, ироническая графика, в которой реверансы классическому искусству переплетаются с навязчивыми знаками современности, прежде всего его любимыми летательными машинами, вертолетами, воздушными шарами. В основе этой серии -- жанр ведуты, городского пейзажа с его вниманием к архитектурным деталям. В первую очередь Батынков вступает в диалог с Пиранези, превращая современный город в пространство барочной фантасмагории. спектакль Пиковая дама ТЦ «На Страстном» 28 января, 19.00 Иногда кажется, что у традиционных зимних гастролей театра Николая Коляды есть тайная цель: собрать все возмущение защитников классики, которым пальцев на руках не хватает для перечисления безобразий, учиненных театром в очередной постановке. "Пиковую даму" Коляда сам превратил в пьесу, причем идущую на двух языках -- русском и немецком. Германн, конечно, был обрусевшим немцем -- но у Коляды все персонажи рвутся в Германию, мечтают о Германии, говорят о Германии. Поют они при этом русские романсы, а похожи скорее на героев американских мюзиклов. концерт Architects Stadium Live 3 февраля, 20.00 Популярность английской металкор-группы Architects -- история, разворачивающаяся вдали от мейнстрима, это имя вообще мало что скажет пассивному потребителю музыки. Между тем в официальном сообществе Architects "ВКонтакте" 24 тыс. человек, которые обсуждают флешмобы, готовящиеся для тура по бывшему СССР, а также подробности частной жизни музыкантов. А музыканты совсем не против, более того, охотно комментируют новости и общаются с фанами прямо в соцсети, словно нет ни радиостанций, ни музыкальной прессы. Собственно, у такой музыки их, считайте, и нет. мюзикл Суини Тодд Театр на Таганке (Основная сцена) 27 января, 19.00 Режиссер Алексей Франдетти обещает в данном случае не просто мюзикл, а даже "первый иммерсивный мюзикл", то есть мюзикл, в котором зрители смогут стать участниками действия. Так как мюзиклы в драмтеатре и иммерсивные спектакли -- две русские театральные моды последних сезонов, музыкальный ужастик Стивена Сондхайма и Хью Уиллера может рассчитывать на большой успех. Главное, чтобы зрителям не предложили спеть. фильм Огни большой деревни с 2 февраля Комедия в жанре "кино про кино" с тремя 18-летними героями и цитатами из фильмов Георгия Данелии и Роберта Родригеса. Чтобы спасти доживающий свои дни кинотеатр "Родина", на месте которого мэр заштатного городка (Юрий Быков) собирается построить шубохранилище, группа местных энтузиастов снимает любительский фильм. Эта невинная затея в результате приводит к отставке городского правительства, а заново построенный в финале кинотеатр становится символом народной борьбы. По описанию сюжета можно предположить, что молодые кинематографисты (дебют режиссера Ильи Учителя и сценариста Константина Челидзе) так реагируют на изменения внутриполитического климата в стране. Однако сам фильм больше всего похож на полнометражный рекламный ролик кампании Минкульта по кинофикации малых и средних городов России. выставка По направлению к источнику Музей современного искусства «Гараж» 1 февраля -- 23 апреля Вообще-то приглашать современного художника поработать с коллекцией музея -- банальный прием, но коллекция "Гаража" небанальна, поскольку представляет собой архив. Пять художников и литераторов разных поколений и направлений -- Андрей Монастырский, Ольга Чернышева, Вячеслав Курицын, Владимир Логутов и Кирилл Савченков -- припадут к живительному источнику, то есть к документам по истории отечественного искусства, которые собрал и продолжает собирать "Гараж". фильм Коммивояжер с 2 февраля Новый фильм Асгара Фархади (режиссера оскароносного «Развода Надера и Симин»), вольная экранизация пьесы Артура Миллера “Смерть коммивояжера”. В центре не то семейной драмы, не то детективного триллера молодая семья — актеры любительского театра, репетирующие “Смерть коммивояжера”, чья привычная жизнь заканчивается, после того как на жену нападают в их собственной квартире. Фильм, с безжалостной точностью рассказывающий о боли и гордости «маленького человека», вошел в нынешний оскаровский шорт-лист. Ксения Рождественская о «Коммивояжере» Асгара Фархади