Войти в почту

Независимое кино: гуманистический пафос и зрительский успех

В американском штате Юта завершился один из крупнейших в мире фестивалей независимого кино «Сандэнс». Особо ценными для участников оказались призы зрителей: попасть в прокат – мечта всех представителей авторского кинематографа. Иронично-восторженный тон церемонии награждения задала темнокожая ведущая Джессика Уильямс, участница ежедневного новостного ток-шоу на комическом телеканале и исполнительница одной из двух главных ролей в фильме «Люди, места, вещи», показанном на «Сандэнсе» в 2015-м. Само ее появление на сцене — наглядный пример круговорота талантов вокруг института и фестиваля «Сандэнс», который обеспечивает преемственность идей и поколений художников экрана. Практически все многочисленные члены разных жюри были в той или иной степени продвинуты в профессии благодаря долгоиграющему проекту Роберта Редфорда (институт "Сандэнс", как и одноименный фестиваль, были созданы актером с целью развития и поддержки независимого кино - "Известия"). Исключение составлял, пожалуй, актер Питер Динклейдж – Тирион Ланнистер из сериала «Игра престолов», который вручил Большой приз жюри американскому игровому фильму «В этом мире я больше не чувствую себя дома» (режиссер Мэкон Блер) Всего призов было более сорока. 27 из них вручались на заключительной церемении, остальные был розданы в предшествующие дни, и их в какой-то мере затмила главная сенсация ззавершающей части фестиваля — приезд Квентина Тарантино на 25-летие своей первой полнометражной картины «Бешеные псы», впервые показанной на «Санденсе». По поводу раздачи призов можно было бы сыронизировать: «Каждой твари по паре», если бы не специфическая задача фестиваля – продвигать новые таланты, а значит, по возможности отмечать не столько их недостатки, сколько достоинства. Хотя в премированных документальных фильмах «Последний человек в Алеппо» (Дания-Сирия, режиссеры Фераз Файад и Стен Йоханнессен) или «Икарус» (режиссер Брайан Фогель, новый специальный приз жюри «Оруэлл») есть суждения, которые могут показаться нам спорными, гуманистический пафос всегда остается на первом плане. Об этом свидетельствуют и два других главных приза жюри, врученных документальному фильму «Дина» (США, режиссеры Дэн Сиклс и Антонио Сантини) и игровому "Случай в отеле "Нил Хилтон" (Швеция-Германия-Дания, режиссер Тарик Салех), как и большинство фильмов программы, порождающих специфическую творческую атмосферу фестиваля. В иерархии наград призы зрителей, присуждаемые голосованием, нередко оказываются важнее премий профессиональных жюри. Так, зрительский приз – единственная награда в разделе NEXT – достался фильму «Гук» об иммигрантах. Интересно отметить, что попал я на него не благодаря репутации фильма, а случайно — в соседнем зале, где я собирался посмотреть «Историю с привидениями», не осталось свободных мест. Другие призы зрителей достались лентам «В поисках кораллов» режиссера Джефа Орловски — о судьбе коралловых рифов и экологической опасности; «Краун Хайтс» (режиссер Матт Раскин) — игровому варианту реальной истории расследования несправедливого судебного приговора; «Джошуа: подросток против могущества власти» (режиссер Джо Пискателл) – о юном гонконгском диссиденте; «Вижу сны на другом языке» (режиссер Эрнесто Контрерас) — о встрече последних двух носителей умирающего языка зикрил. Уже этот перечень дает представление о политических и культурных предпочтениях участников и зрителей фестиваля «Санденс».

Независимое кино: гуманистический пафос и зрительский успех
© Известия