Войти в почту

Кино: в Берлине покажут, как люди бежали из СССР

67-й Берлинский кинофестиваль откроет 9-го февраля французский фильм Этьена Комара «Джанго» — не отголосок, как можно было бы подумать, тарантиновского хита, а биография цыганского джазового гитариста Джанго Рейнхардта. За ним последуют новые работы давно признанных классиков — Аки Каурисмяки («Обратной стороне надежды» прочат «Золотого медведя» ещё до начала просмотров), Агнешки Холланд («След зверя»), Фолькера Шлёндорфа («Возвращение в Монто»), Салли Поттер (любопытно, что «Вечеринку» запечатлел на камеру российский оператор Алексей Родионов). Самым звёздным фильмом конкурсной программы обещает стать американский «Ужин» Орена Мовермана: в нём сыграли Ричард Гир, Лора Линни, Стив Куган, Ребекка Холл, Хлоя Севиньи. Директор Берлинского кинофестиваля Дитер Косслик представляет программу 2017-го года Распределять призы в этом году призваны актрисы Мэгги Джилленхол и Юлия Йентш, актёр и режиссёр Диего Луна, режиссёр Ван Ван Цюаньань, продюсер Дора Бушуша Фурати, художник Олафур Элиассон. Возглавляет их легендарный Пол Верховен, всемирно известный мэтр, недавно, как мы знаем, обретший второе дыхание. Своё решение они огласят 18-го февраля. Вне конкурса в официальной программе покажут такие потенциальные хиты как «Логан» Джеймса Мэнголда и «Т2 Трейнспоттинг» Дэнни Бойла, а также «Бар» Алекса де ла Иглесиа и новый режиссёрский проект Стэнли Туччи «Последний портрет». Джеффри Рашу, сыгравшему в нём главную роль, на фестивале вручат почётную награду «Камера Берлинале» — за вклад в киноиндустрию. Аналогичные призы получат художница по костюмам Милена Канонеро, продюсер Нансун Ши, кинокритик и писатель Самир Фарид. Режиссёр конкурсной ленты «Ана, любовь моя» (Румыния — Германия — Франция) Кэлин Питер Нецер побеждал в Берлине четыре года назад с «Позой ребёнка». Для нас его новая картина примечательна тем, что её герои говорят на двух языках — румынском и русском. Увы, но с главного фестивального экрана русская речь в этом году больше не прозвучит: берлинские отборщики не нашли в России ничего, что могло бы достойно прозвучать в их основной программе. Зато в «Панораму» попал российско-грузинский фильм «Заложники», и это — весомый успех для режиссёра Резо Гигинеишвили («Жара», «Любовь с акцентом»), никогда ранее даже близко не попадавшего под фестивальные рамки. Но в этот раз его привлёк не комедийный сюжет, а трагический: фильм расскажет о событиях 1983-го года, когда, цитируем синопсис, «семеро молодых людей пытались угнать самолёт ТУ-134А с целью побега из СССР». Сценарий, по уверениям Гигинеишвили, написан с максимальным вниманием к деталям: в процессе его создания были опрошены очевидцы и участники тех нашумевших событий, изучены допросы задержанных и свидетелей. История, рассказанная в этом фильме, известна мне с детства. О ней до сих пор говорит вся Грузия. Мне было принципиально важно деликатное отношение к этой сложной истории. Все её действующие лица — жертвы, которых стоит оплакивать, а не обвинять или превозносить как героев. {…}Время и среда, в которой оказались наши герои, не оставили им выбора. По крайней мере, им так казалось. В СССР сложилась противоестественная ситуация, когда люди были лишены того, что в других странах было нормой. Для нашего 19-летнего главного героя джинсы, Библия, музыка «Битлз», «Кока-кола» были символом свободы, ради которой он готов был рисковать собственной жизнью и жизнью своей юной жены.Молодёжь часто принимала атрибуты западной жизни за свободу только потому, что это был запретный плод, который сам по себе кажется свободой. Искусственное ограничение создаёт у людей искажённое представление об окружающем мире. Действия наших героев нельзя оправдать. Можно лишь попытаться их проанализировать. Перед нами античная трагедия, где нет правых и нет виноватых. Одну из главных ролей в фильме сыграла Тинатин Далакишвили, некогда открытая режиссёром в уже упомянутой «Любви с акцентом», а затем прославившаяся благодаря трагикомедии «Звезда». Тизер короткометражного фильма «Молоко» Плюс к этому — в программе «Поколение» оказалась короткометражка Дарьи Власовой «Молоко» (Россия — Литва), рассказывающая о живущей на 14-м этаже необычной семье: мама, папа, дочь, сын, дедушка и … неведомо как появившаяся у них корова. А в специальной подборке, посвящённой народам Севера, — сразу четыре наших документальных (и уже не новых) проекта: «24 снега» Михаила Барынина, «Бог Дьесегей» Сергея Потапова, «Книга тундры. Повесть о Вуквукае — маленьком камне» Алексея Вахрушева, «Мальчик и озеро» Прокопия Ноговицына. Между тем российский режиссёр Аскольд Куров представит в Берлине свой новый документальный фильм, в непосредственном создании которого Россия участия не принимала — но способствовала, несомненно, его появлению. Речь о «Процессе» (Эстония — Польша — Чехия), рассказывающем о деле осуждённого у нас украинского режиссёра Олега Сенцова.

Кино: в Берлине покажут, как люди бежали из СССР
© Ридус