Войти в почту

Кинокамера делала из пленки «салат»

13 февраля 1895 года, 122 года назад, братья Люмьер оформили патент на первую в мире видеокамеру, а уже в декабре они показали первый в мире фильм. 12 февраля, в преддверии этой важной даты для кинематографа, корреспондент «ВМ» отправился в музей при киностудии «Мосфильм» — туда, где точно знают, как снимать хорошие фильмы.Если изобретатели кино — братья Огюст и Луи Люмьер, то самый известный фильм начала XX века — наш, российский, снятый в 1925 году Сергеем Эйзенштейном ≪Броненосец ≪Потемкин≫. До него кино считалось чем-то не очень серьезным. Фильмы не имели подчас сценария, все придумывалось по ходу съемок, и лишь гениальный Сергей Эйзенштейн доказал, что кино может быть серьезным. Корреспондент ≪ВМ≫ решил узнать — а какой кинокамерой снимали тогда? И обратился в самый авторитетный Музей кино в Москве при киностудии ≪Мосфильм≫. В экспозиции и костюмы, и предметы быта, и танки, и пушки, и, конечно же, кинокамеры. Отвечает за них Алексей Сеньковский, заместитель главного инженера. Энтузиаст и собиратель техники показал нам ту самую камеру. — Фильм ≪Броненосец ≪Потемкин≫ был снят на французскую кинокамеру Andre DeBrie Le Pravo, модель L. Снимать такой кинокамерой было сущее мученье — запаса пленки хватало на 3–4 минуты, потом ее перезаряжали. Лентопротяжный механизм был настолько ненадежен, что часто либо рвал пленку, либо делал из нее ≪салат≫: пленка не наматывалась на кассету и складывалась внутри камеры, о чем догадаться можно было только по окончании съемки, — объясняет Сеньковский, показывая механизм. — Такой камерой сняты фильмы режиссеров не только Эйзенштейна, но и Протазанова, Пудовкина и многих других. Сложно представить, сколько раз прерывался киносъемочный процесс у Эйзенштейна. В своих воспоминаниях он пишет, что пришлось использовать и совсем маленькую камеру для нескольких эпизодов — администратор не смог получить разрешения на съемки в парке. И снимали ручной камерой, изображая простых горожан во время прогулки по столице. Она довольна тяжелая, весит килограмм шесть. При вращении боковой ручки с деревянной рукояткой слышно потрескивание и шелест от вращения многочисленных шестеренок внутри камеры. Процент брака из-за технических неисправностей был велик. Чувствительность кинопленки — немногим более 12 единиц. То есть снимать надо было только в солнечную погоду или освещать площадку мощными осветителями. Какими же они были? На мощном деревянном штативе — огромный прожектор. Корпус из чугуна, стекло — толстенное, а все ручки и регулировки сделаны из металла. Как же он работал? Оказывается — на углях. Внутри прожектора находились специальные угли, к которым подводились электроды, подавалось напряжение, и между углями возникала электрическая дуга. Время горения такого прожектора — 10–15 минут, потом углы требовали замены. Корпус прожектора раскалялся до опасных температур, а чтобы контролировать время горения углей, в крышу встроена узкая полоска кварцевого стекла — иначе можно было ослепнуть. Профессионального киноосветителя начала ХХ века легко можно было опознать но вечно обожженным локтям. Снимать кино тогда было нелегким делом.

Кинокамера делала из пленки «салат»
© Вечерняя Москва