Войти в почту

Radio Dept в Нью-Йорке: музыка из бензоколонки

Попав даже на пару дней в американский мегаполис, можно утонуть в многообразии музыки, играющей на самых разных площадках. Бродвей, Метрополитан-опера, «Мэдисон Сквер Гарден», джазовые и рок-клубы, площади и улицы — по вечерам весь город начинает звучать как один гигантский многоголосый оркестр, в котором у каждого «инструмента» своя яркая партия. «Звуковая дорожка» отправилась в далекое путешествие и столкнулась с дилеммой — под какой аккомпанемент провести вечер в Нью-Йорке. Здесь музыка в буквальном смысле слова сама идет тебе в руки: стоит только выйти на Тайм-сквер, тебя атакуют начинающие звезды хип-хопа, предлагая купить их альбомы. На другой площади почти каждый день можно встретить двух саксофонистов, которые все время удивляют новыми импровизациями, забыв про стандарты (классикой джаза при желании можно насладиться, например, в знаменитом Карнеги-холле). Во время приезда «ЗД» в городе играли The Flaming Lips — одни из самых ярких представителей неопсиходелической сцены, которые славятся многослойными аранжировками и причудливыми «звенящими» мелодиями, соул-певица Джоан Осборн, известная по хиту «One Of Us», струнный Kronos Quartet, знакомый многим по саундтреку к картине «Реквием по мечте». Однако выбор «МК» пал на одну из самых необычных европейских инди-групп Radio Department. Манхэттенский клуб Bowery Ballroom гудел как большой муравейник. Если в Москве на подобные концерты приходят преимущественно молодые люди 20–25 лет, то в Америке публика совершенно разнообразна: послушать любимую группу собрались поклонники от мала до велика. Ребята, выйдя на сцену, превратили ее в нечто похожее на кабину космического музыкального корабля, который подсвечен люминесцентными огнями и наполнен необычными звуками. Холодные синтезаторные партии сочетаются со сдержанными гитарными и приправлены то динамичными, то, наоборот, — плавными ритмами. Вокал проходит через звучание изящной, ненавязчивой линией. Несмотря на то что Radio Dept любители плавных мелодий, их фанаты умудряются танцевать даже под них, поймав энергетическую волну. Возникает целая радуга из звуков и образов, и это тот редкий случай, когда слушателям даже не нужен видеоряд — фантазия начинает сама воспроизводить сочные картинки под музыку. Популярность пришла к Radio Department, когда три их композиции стали саундтреком к фильму Софии Копполы «Мария-Антуанетта», но началось все задолго до этого. Команда появилась на музыкальном горизонте еще в 1995 году в шведском городке Лунд. Два школьных друга — Элин Альмеред и Йохан Дункансон — решили соригинальничать и назвали ее так же, как и бензоколонку, которая позже превратилась в радиомастерскую, «Radioavdelningen» (так звучало бы имя коллектива на шведском). Состав постоянно менялся. Исполнители приходили и уходили из группы по идеологическим соображениям, неизменным лидером оставался только Йохан, который в 1998 году встретился с Мартином Карлбергом, в итоге ставшим ее вторым постоянным участником. Еще через несколько лет к ним присоединились бас-гитаристка Лиза Карлберг, барабанщик Пер Блумгрен и клавишник Дэниэл Тджадер. Где только исполнители не записывали свои опусы — в квартирах друзей, в школах, в подвалах, оборудованных под студии, пока не нашли свое место под солнцем. В какой-то момент о существовании Radio Dept (так коротко называют себя ребята) узнали представители одного из лучших шведских инди-лейблов и с радостью взяли их под свое крыло. Сегодня понятие «инди-музыка» уже размыто: под эту категорию попадают практически все артисты, которые игнорируют формат, экспериментируют со звуком и принципиально не подписывают контракты с крупными компаниями, но RD были одними из пионеров направления. Изначально их прозвали шугейз-командой. Такое шутливое определение, происходящее от английского «shoe» («ботинок»), давали в 90-е годы тем музыкантам, которые во время выступлений смотрели себе под ноги, тихо бормоча тексты под довольно монотонные повторяющиеся мелодии. Однако Йохан со товарищи не топтались на месте, постоянно освежали свои композиции, привнося в них что-то новое, и избавились от клейма. Кроме того, в какой-то момент они заявили о себе как о «политической инди-группе» и в отличие от многих зарубежных коллег не зацикливались исключительно на звучании. Их протест направлен против неофашизма и любой социальной дискриминации (одна из самых знаменитых композиций называется «Death to Fascism»). Впрочем, в интервью ребята не раз признавались: они прекрасно осознают, что слушатели из других стран (поскольку публика группы интернациональна) могут не понять смысл песен, но переживать по этому поводу не имеет смысла. Radio Department приехали в Нью-Йорк в рамках своего мирового турне c альбомом «Running Out Of Love», вышедшем в прошлом году. На обложке изображена девушка в военной форме. Он стал реакцией на все печальные события, происходящие в мире в последние годы, — военные конфликты, теракты. Это первая пластинка коллектива за 6 лет и последняя, выпущенная на лейбле, с которым он провел долгие годы. Артисты пока не загадывают, с кем они будут работать дальше. Да и за более чем двадцатилетнюю историю они несколько раз меняли вектор творческого движения, так что не понаслышке знают, что за новой дверью ждет новый интересный опыт.

Radio Dept в Нью-Йорке: музыка из бензоколонки
© Московский Комсомолец