Ещё
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Унесённые призраками
Мультфильм, Приключение, Аниме
Купить билет
Человек-Паук: Вдали от дома
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Анна
Боевик, Триллер
Купить билет
История игрушек 4
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Солнцестояние
Детектив, Ужасы, Драма
Купить билет
Проклятие Аннабель 3
Триллер, Ужасы
Купить билет
Собачья жизнь 2
Приключение, Трагикомедия, Семейный
Купить билет
Паразиты
Триллер, Трагикомедия
Купить билет
Мёртвые не умирают
Фэнтези, Комедия, Ужасы
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Искусство обмана
Боевик, Приключение, Триллер
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Норм и несокрушимые: Большое Путешествие
Мультфильм, Приключение, Фантастика
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Соблазн
Триллер, Драма
Купить билет
Али, рули!
Боевик, Комедия
Купить билет
Код Гиас: Лелуш Воскресший
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Красавчик со стажем
Комедия
Купить билет

Двойная порция текилы 

Фото: Псковская губерния
С джазом симфонический оркестр Псковской областной филармонии был связан с момента своего появления. Двадцать лет назад оркестр ещё назывался «Псковский симфонический», а дирижировал им тогда Аркадий Галковский — самый заметный псковский джазмен последних десятилетий. Но и в дальнейшем, при разных дирижёрах оркестр ненадолго, но регулярно превращался в эстрадно-симфонический. В биографии псковского оркестра имеются полноценные джазовые страницы. Например, программа «Симфоджаз и звёзды Нью-Йорка». Так назывался концерт, сыгранный в 2013 году в рамках фестиваля Crescendo. За год до этого псковский оркестр тоже принимал участие в джазовом концерте Crescendo («Осенний граммофон. Часть вторая», №39 (611) от 9 октября 2012). Арт-директор Денис Мацуев тогда сказал: «Каждый раз мы ищем разные подходы. Мы знаем об успехах вашего оркестра. Не включить его в программу было невозможно». Любите ли вы джаз?Разные подходы с той поры продолжают искаться. Сегодня оркестром руководит не Геннадий Чернов, как в 2013 году, а Эдуард Банько. Вечером 7 марта 2017 года в БКЗ Псковской филармонии оркестр выступил вместе с московско-петербургским джазовым квартетом: Дмитрий Мосьпан (саксофон), Алексей Чернаков (фортепиано), Дарья Чернакова (контрабас), Егор Крюковских (ударные). Все они несколько лет назад принимали участие в телепроекте «Большой джаз». В предпраздничный вечер зал был почти полон. От подобных концертов не ждут экспериментов. Наоборот, от них ждут узнаваемой традиционной музыки, джазовых и околоджазовых стандартов, примиряющих поклонников разных музыкальных направлений. Если когда-то джазом пугали, то сейчас он, скорее, бодрит, утешает или расслабляет. Эдуард Банько на концерте симфонического оркестра Псковской областной филармонии 7 марта 2017 года. Фото Андрей Кокшаров. Старт псковского концерта был взят с композиции Tequila, впервые записанной в 1958 году американской инструментальной группой The Champs. В различных источниках по-разному указывают авторство. Её написал то ли гитарист Дейв Бургесс, то ли саксофонист Дэнни Флорес (он же Чак Рио). Но самую узнаваемую часть на первых записях выдувал из саксофона всё-таки Чак Рио, и он же весело выкрикивал: «Текила!». С 1958 года кто только эту задорную композицию ни исполнял: от группы The Iguanas родоначальника протопанка Джеймса Остерберга-младшего (будущего Игги Попа) до Тони Левина. Но вариант, исполненный на псковском концерте, это скорее что-то в духе оркестра Генри Манчини. Да и в целом звучание соответствовало эстрадному звуку шестидесятых годов XX годов — последнего десятилетия, когда джаз бурно развивался, ещё не превратившись в благопристойную музыку ретро. Эстрадным звуком с обилием струнных в середине прошлого века иногда не брезговали даже Чарли Паркер и Билли Холидей. С композиции Tequila концерт начался — и ею же завершился, после того как публика вызвала музыкантов на бис. На псковском концерте в роли Чака Рио выступал Дмитрий Мосьпан. Мосьпан — человек, на которого публика пришла специально, учитывая то, что он был победителем телепроекта «Большой джаз» канала «Культура». Дмитрий Мосьпан — человек, которого знают в лицо. Но и до «Большого джаза» саксофонист Дмитрий Мосьпан в музыкальных кругах был известен — играл в оркестрах Олега Лундстрема и Игоря Бутмана, стажировался в университете New School в Нью-Йорке, выступал с Андреем Макаревичем и «Оркестром Креольского Танго»… Здесь важно, что Дмитрий Мосьпан не просто джазмен, а музыкант, много играющий с оркестрами (а это особый опыт). Наиболее наглядно это выглядело в 2013 году на канале «Культура», когда он выступал с New Orleans Jazz Orchestra под управлением Ирвина Майфилда, после чего удостоился десятидневного ангажемента в Новом Орлеане. Любите ли вы Бёрта Бакарака?Публика была сдержанна до третьей композиции, после исполнения которой оживилась. Третьей композицией стала хрестоматийная Puttin' on the Ritz («Одеваться, как в отеле «Ритц»), сочиненная в 1929 году Ирвингом Берлиным и давшая название одноимённому фильму, где эту песню в 1930 году исполнил Гарри Ричман. Берлин первоначально сочинил неполиткорректную песенку, в которой высмеивались чернокожие пижоны (цилиндры, белые перчатки, зонтики, полосатые брюки, отрезные пальто и белые гамаши), подражающие белым богачам. Позднее Берлину пришлось переделывать слова, сделав так, чтобы цвет кожи не подразумевался. Тогда-то в песенке и возникала фамилия изысканно одевавшегося американского актёра Гэри Купера. В советское время, особенно в пятидесятые-шестидесятые годы, джаз тоже ассоциировался со стильной модой, противостоявшей серости. Так появились стиляги. Родившийся в Российской империи американский композитор Ирвинг Берлин (Израиль Бейлин) сочинил парафраз из пушкинского «Евгения Онегина», той части поэмы, когда герой «острижен по последней моде. Как денди лондонский одет…». В Puttin' on the Ritz тоже есть ссылка на английских модников («All dressed up just like an English chappy…»). Только пижон Евгений Онегин легко танцевал мазурку, а XX век получился свингующим. Но слова здесь — вещь совсем не обязательная. Когда на сцене целый оркестр, то можно легко обойтись без слов. Дмитрий Мосьпан играет с симфоническим оркестром Псковской областной филармонии 7 марта 2017 года. Фото Андрей Кокшаров. Тем не менее на сцене нашёлся человек, который не просто сыграл, но и спел одну песенку. Когда очередь дошла композиции Антониу Карлоса Жобима «Больше блюза», Дарья Чернакова, продолжая играть на контрабасе, к тому же ещё и запела — естественно, по-португальски. Аплодисменты после её исполнения могли быть и сильнее. Американская и советская классика («Ночь и день» Кола Портера, «Два берега» Андрея Эшпая, «Мост Челси» Билли Стрэйхорна, «Конец любовной истории» Эдварда Рэддинга, «Святой Фома» Сонни Роллинса) перемежались с композициями Дмитрия Мосьпана. В одной из них («Сострадание») к солистам присоединился трубач оркестра Юрий Лепилин. «Сострадание» с трубой и «Сострадание» без трубы — это разные вещи. ***У Харуки Мураками есть рассказ «Любите ли вы Бёрта Бакарака?», начинающийся со слов о едва уловимых запахов весны. Действительно, Бёрт Бакарак — это какой-то особенный весенний композитор. От его музыки оттепель внезапно начинается даже там, где установилась вечная мерзлота — не раз проверено. Для псковского концерта была выбрана одна из самых исполняемых композиций Бакарака — Raindrops Keep Fallin’ on My Head («Капли дождя падают мне на голову»). Когда зазвучала с детства знакомая мелодия, окончательно стало понятно, что получился концерт киномузыки, потому что Бакарак удостоился премии «Оскар» за эту песню, написав её для фильма Джорджа Роя Хилла «Буч Кэссиди и Санденс Кид». Да и большинство других композиций, сыгранных на концерте, тоже из кино. «Ночь и день» Кола Портера — из одноимённого киномюзикла с Кэри Грантом, «Два берега» — из фильма «Жажда» Евгения Ташкова… Мураками обыграл название рассказа Франсуазы Саган «Любите ли вы Брамса?». Самое время ответить им обоим — и Саган, и Мураками. Брамс и Бакарак не противоречат друг другу настолько же, насколько не противоречат симфоническая музыка и джаз.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео