В отличие от двух предыдущих лет, когда церемония награждения премией "Выбор критиков" проходила в киноцентре "Арман", на этот раз вечер состоялся в Доме кино. А благодаря поддержке Союза кинематографистов Казахстана, церемония из мероприятия рабочего характера, где главным было, собственно, вручение призов, превратилось, скорее, в светское событие. Однако на итогах премии это никак не отразилось – АКК, расширившаяся с семи постоянных членов до одиннадцати, сохранила приверженность кино авторскому, оригинальному и – главное – актуальному. Хотя и коммерческий кинематограф не остался в накладе. Сразу трех далеко не второстепенных призов удостоился один из самых кассовых (а, возможно, и самый – увы, доподлинно проверить в наших условиях это невозможно) фильмов прошлого года – "Тараз" Нуртаса Адамбая. К примеру, у притчевой драмы "Чума в ауле Каратас", формально являющейся главным победителем вечера, столько же выигранных номинаций. Благодаря "Таразу", дважды лауреатами Выбора критиков" стали Галымжан Молданазар (за песню "Сағым", а в 2015-м – за композицию "Берiк бол" к фильму "Ограбление по-казахски") и Еркебулан Дайыров. В прошлом году Дайырову не было равных в главной актерской номинации (драма "Шлагбаум"), и вот теперь ситуация повторилась. Хотя, по большому счету, образы, созданные Еркебуланом в этих разноплановых картинах, во многом схожи: настоящий мужчина, немногословный, но со своими стойкими принципами, не бросающий близких в беде и пытающийся дойти до цели. Третья награда досталась "Таразу", как лучшему фильму в весьма условном жанровом разграничении "Боевик, комедия, экшн". Каждый год такая "сегрегация" — на чистую драму и жанровое кино – вызывает вопросы. На самом же деле, все довольно просто. Невозможно ведь сравнивать условного "Раненого ангела" Эмира Байгазина с условным "Бизнесом по-казахски" Нурлана Коянбаева. Это картины из параллельных вселенных и включать их в общую номинацию "Лучший фильм" было бы не только неправильно, но и нелепо. Потому что – если уж по гамбургскому счету – при отсутствии подобного деления, коммерческое кино не только не имело бы шансов на победу в главной категории, но и, в целом, вряд ли бы в ней присутствовало. За редчайшим исключением. К примеру, на нынешней церемонии в "общих" номинациях коммерческое кино первенствовало еще лишь однажды – что интересно, вновь среди актеров, но уже исполнителей ролей второго плана. Причем, здесь главным конкурентом Шарипа Серика, больше известного, как Шако, был Асан Мажит из уже упомянутого "Тараза". В пользу Серика, сознательно или нет копирующего игровую манеру раннего Артура Смольянинова, пожалуй, было то, что, по сути, именно он и его персонаж вытащили в актерском отношении фильм Акана Сатаева "Районы", где ярких ролей было, к сожалению, немного. Занятно, что Сатаев в 2016 году оказался "по обе стороны баррикад". По крайней мере, с кинокритической точки зрения. Его лента "Районы" номинировалась как лучший жанровый фильм, а другая картина, "Дорога к матери" как лучший драматический. "Дорога к матери" оказалась где-то на стыке номинаций, и поначалу у АКК были сомнения и разногласия по поводу того, в какую категорию ее включать. В итоге, сыграло свою роль то, что жанровую принадлежность фильма определить затруднительно – это одновременно и историческая драма, и военная, и в какой-то мере политическая, и мелодрама. А, по сути, драма общечеловеческая. Просто драма. Именно поэтому "Дорога к матери" оказалась в главной номинации – формально такого разделения вроде бы и нет, но, опять же формально, какой категорией церемония закрывается, та и главная. Возможно, такое "повышение" стоило картине "Дорога к матери" победы. Зато фильм взял три приза в других номинациях. Композиторы казахстанец Алим Заиров и украинец Роман Вишневский второй год подряд становятся авторами лучшей музыки к фильму – в 2016-м за "Шлагбаум", в 2017-м за "Дорогу к матери". Ну, и, конечно, нельзя было пройти мимо двух прекрасных женских ролей. Ничуть не принижая заслуг победительниц – Алтынай Ногербек (главная роль) и Аружан Джазильбековой (роль второго плана), нельзя не отметить, что им повезло и с режиссером, и с материалом. Все-таки казахстанское кино – кино мужское. Героини – с качественно прописанным характером, мотивацией поступков, историей – в отечественном (да и соседском, российском тоже) кинематографе не так много. Как не без грусти шутят наши актрисы, "основное амплуа – девушка главного героя". Ногербек и Джазильбековой было, что играть. И они сыграли. Причем, Аружан теперь тоже дважды лауреат "Выбора критиков" — в прошлом году она получила приз за главную роль в романтической комедии "Свадьба на троих". Двукратным в этом году стал и художник-постановщик Ермек Утегенов. В 2015-м была отмечена его работа в картине "Хозяева", в 2017-м – в ленте "Чума в ауле Каратас". Обе снял Адильхан Ержанов. Второй награды мог удостоиться и самый востребованный современный казахстанский оператор Азамат Дулатов (в прошлом году АКК всерьез рассматривала вариант с номинированием его сразу за три фильма, но, в итоге, "ограничилась" двумя) – теперь за "Тараз". Однако у Дулатова появился серьезнейший конкурент в лице "варяга"-бельгийца Ива Капа, снимавшего, в частности, "Фландрию" Брюно Дюмона, "Любовь живет три года" Фредерика Бегбедера, а также "Раненого ангела" Эмира Байгазина. Кап и победил в жесткой (немного инсайда) борьбе. Вообще 2016 год оказался интересен, прежде всего, тем, что свои новые фильмы выпустили одновременно Ержанов и Байгазин – две главные фигуры в казахстанском авторском кино. В "Выборе критиков" "Чума…"оказалась успешнее "…Ангела". Ержанов получил приз лучшему режиссеру, а продюсеры Серик Абишев и Ольга Хлащева – награду за лучший фильм-драму. При всей своей притчевости и гротескности "Чума в ауле Каратас" — чрезвычайно актуальное кино о Казахстане, нашем обществе и его странном устройстве. В более реалистичной, едва ли не документальной манере выполнена другая картина – "Свидетель дела №6", за сценарий которой Ержанов получил еще один приз. Это полная безысходности история о парне, который случайно стал свидетелем ДТП со смертельным исходом, где виновник – сын богатого и влиятельного человека. И если в каком-то из искусств настоящий, нелакированный Казахстан и показывается, то в кино. Вернее, в "партизанском" кино. К слову, 28 марта "Чума в ауле Карата" к длинному списку своих наград может добавить очередную – картина номинирована на премию "Ника" в категории "Лучший фильм стран СНГ и Балтии". Конкуренты – "Завещание отца" (Кыргызстан), "Красный сад" (Азербайджан), "Подробности осени" (Узбекистан) и "Чужой дом" (Грузия). Полный список номинантов и победителей премии "Выбор критиков" Лучший фильм (драма): "Раненый ангел" (продюсеры Анна Вильгельми, Бейбитжан Муслимов); "Чума в ауле Каратас" (продюсеры Серик Абишев, Ольга Хлащева) "Свидетель дела №6" (продюсер Серик Абишев); "Дорога к матери" (продюсеры Алия Назарбаева, Светлана Коротенко). Лучший фильм (боевик, комедия, экшн): "Бизнес по-казахски" (продюсер Нурлан Коянбаев); "Районы" (продюсеры Акан Сатаев, Эрнар Курмашев, Алия Мендыгожина); "16 қыз" (продюсер Айдархан Адильбаев); "Тараз" (продюсер Нуртас Адамбай). Лучший режиссер: Адильхан Ержанов ("Чума в ауле Каратас"); Эмир Байгазин ("Раненый ангел"); Акан Сатаев ("Дорога к матери"); Нуртас Адамбай ("Тараз") Лучший сценарий: Адильхан Ержанов ("Свидетель дела №6"); Адильхан Ержанов (;Чума в ауле Каратас;); Эмир Байгазин ("Раненый ангел"); Алишер Утев, Нурлан Коянбаев, Арыстан Каунев, Жамит Кушербаев ("Бизнес по-казахски"); Лучшая женская роль: Айнур Ниязова ("Судебный исполнитель"); Асель Садвакасова ("Замуж в 30"); Акбота-Нур Сейтмагамбет ("Гламур для дур"); Алтынай Ногербек ("Дорога к матери") Лучшая мужская роль: Еркебулан Дайыров ("Тараз"); Адиль Ахметов ("Дорога к матери"); Берик Айтжанов ("Так сложились звезды"); Баймурат Жуманов ("Судебный исполнитель") Лучшая женская роль второго плана: Толганай Талгат ("Чума в ауле Каратас") Марйам Сатаева ("Районы") Аружан Джазильбекова "(Дорога к матери") Асель Акбарова ("Гламур для дур") Лучшая мужская роль второго плана Шарип Серик "(Районы"); Асан Мажит ("Тараз"); Баймурат Жуманов ("Свидетель дела №6"); Константин Козлов ("Чума в ауле Каратас"); Лучший оператор: Хасан Кыдыралиев ("Дорога к матери"); Азамат Дулатов ("Тараз"); Ив Кап ("Раненый ангел"); Едыге Несипбеков ("Чума в ауле Каратас") Лучший художник-постановщик: Сергей Копылов "(Раненый ангел"); Ермек Утегенов ("Свидетель дела №6"); Ермек Утегенов ("Чума в ауле Каратас"); Назира Байбекова, Лариса Решетова ("Дорога к матери"); Лучшая музыка к фильму: Никита Карев ("16 қыз"); Абулхаир Жараскан ("Казахское ханство"); Алим Заиров, Роман Вишневский ("Дорога к матери"); Алим Заиров, Роман Вишневский ("Районы"). Лучшая песня Moldanazar — "Сағым" ("Тараз"); Кейс — "Мои районы" ("Районы"); Назарбек Оразбеков — "Эй, Лапылда" ("Супертой"); Ninety One — "Қалай қарайсың" ("Гламур для дур"). Лучший короткометражный фильм "Айжан" "Стучите громче!" "Хлоп-топ" "Обыкновенный человек" "Әке" "Еркек" "Едоки картофеля" "Маршрут" "Актер" "Майлыбайдағы оқиғиа" Особое упоминание Катерина Суворова – за фильм "Завтра море" Николай Постников, Жанна Куанышева – за проект "Лица кино" Куат Шильдебаев – за музыку к фильму "Турксиб"

Критикуя, выбирай
© Sputnik Казахстан