Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Критикуя, выбирай

В отличие от двух предыдущих лет, когда церемония награждения премией "Выбор критиков" проходила в киноцентре "Арман", на этот раз вечер состоялся в Доме кино. А благодаря поддержке Союза кинематографистов Казахстана, церемония из мероприятия рабочего характера, где главным было, собственно, вручение призов, превратилось, скорее, в светское событие. Однако на итогах премии это никак не отразилось – АКК, расширившаяся с семи постоянных членов до одиннадцати, сохранила приверженность кино авторскому, оригинальному и – главное – актуальному.

Критикуя, выбирай
Фото: Sputnik КазахстанSputnik Казахстан

Хотя и коммерческий кинематограф не остался в накладе. Сразу трех далеко не второстепенных призов удостоился один из самых кассовых (а, возможно, и самый – увы, доподлинно проверить в наших условиях это невозможно) фильмов прошлого года – "Тараз" Нуртаса Адамбая. К примеру, у притчевой драмы "Чума в ауле Каратас", формально являющейся главным победителем вечера, столько же выигранных номинаций.

Видео дня

Благодаря "Таразу", дважды лауреатами Выбора критиков" стали Галымжан Молданазар (за песню "Сағым", а в 2015-м – за композицию "Берiк бол" к фильму "Ограбление по-казахски") и . В прошлом году Дайырову не было равных в главной актерской номинации (драма "Шлагбаум"), и вот теперь ситуация повторилась. Хотя, по большому счету, образы, созданные Еркебуланом в этих разноплановых картинах, во многом схожи: настоящий мужчина, немногословный, но со своими стойкими принципами, не бросающий близких в беде и пытающийся дойти до цели. Третья награда досталась "Таразу", как лучшему фильму в весьма условном жанровом разграничении "Боевик, комедия, экшн".

Каждый год такая "сегрегация" — на чистую драму и жанровое кино – вызывает вопросы. На самом же деле, все довольно просто. Невозможно ведь сравнивать условного "Раненого ангела" с условным "Бизнесом по-казахски" Нурлана Коянбаева. Это картины из параллельных вселенных и включать их в общую номинацию "Лучший фильм" было бы не только неправильно, но и нелепо. Потому что – если уж по гамбургскому счету – при отсутствии подобного деления, коммерческое кино не только не имело бы шансов на победу в главной категории, но и, в целом, вряд ли бы в ней присутствовало. За редчайшим исключением.

К примеру, на нынешней церемонии в "общих" номинациях коммерческое кино первенствовало еще лишь однажды – что интересно, вновь среди актеров, но уже исполнителей ролей второго плана. Причем, здесь главным конкурентом Шарипа Серика, больше известного, как Шако, был Асан Мажит из уже упомянутого "Тараза". В пользу Серика, сознательно или нет копирующего игровую манеру раннего , пожалуй, было то, что, по сути, именно он и его персонаж вытащили в актерском отношении фильм Акана Сатаева "Районы", где ярких ролей было, к сожалению, немного.

Занятно, что Сатаев в 2016 году оказался "по обе стороны баррикад". По крайней мере, с кинокритической точки зрения. Его лента "Районы" номинировалась как лучший жанровый фильм, а другая картина, "Дорога к матери" как лучший драматический.

"Дорога к матери" оказалась где-то на стыке номинаций, и поначалу у АКК были сомнения и разногласия по поводу того, в какую категорию ее включать. В итоге, сыграло свою роль то, что жанровую принадлежность фильма определить затруднительно – это одновременно и историческая драма, и военная, и в какой-то мере политическая, и мелодрама. А, по сути, драма общечеловеческая. Просто драма. Именно поэтому "Дорога к матери" оказалась в главной номинации – формально такого разделения вроде бы и нет, но, опять же формально, какой категорией церемония закрывается, та и главная. Возможно, такое "повышение" стоило картине "Дорога к матери" победы. Зато фильм взял три приза в других номинациях.

Композиторы казахстанец Алим Заиров и украинец второй год подряд становятся авторами лучшей музыки к фильму – в 2016-м за "Шлагбаум", в 2017-м за "Дорогу к матери". Ну, и, конечно, нельзя было пройти мимо двух прекрасных женских ролей. Ничуть не принижая заслуг победительниц – Алтынай Ногербек (главная роль) и Аружан Джазильбековой (роль второго плана), нельзя не отметить, что им повезло и с режиссером, и с материалом. Все-таки казахстанское кино – кино мужское. Героини – с качественно прописанным характером, мотивацией поступков, историей – в отечественном (да и соседском, российском тоже) кинематографе не так много. Как не без грусти шутят наши актрисы, "основное амплуа – девушка главного героя". Ногербек и Джазильбековой было, что играть. И они сыграли. Причем, Аружан теперь тоже дважды лауреат "Выбора критиков" — в прошлом году она получила приз за главную роль в романтической комедии "Свадьба на троих".

Двукратным в этом году стал и художник-постановщик Ермек Утегенов. В 2015-м была отмечена его работа в картине "Хозяева", в 2017-м – в ленте "Чума в ауле Каратас". Обе снял . Второй награды мог удостоиться и самый востребованный современный казахстанский оператор Азамат Дулатов (в прошлом году АКК всерьез рассматривала вариант с номинированием его сразу за три фильма, но, в итоге, "ограничилась" двумя) – теперь за "Тараз". Однако у Дулатова появился серьезнейший конкурент в лице "варяга"-бельгийца Ива Капа, снимавшего, в частности, "Фландрию" , "Любовь живет три года" , а также "Раненого ангела" Эмира Байгазина. Кап и победил в жесткой (немного инсайда) борьбе.

Вообще 2016 год оказался интересен, прежде всего, тем, что свои новые фильмы выпустили одновременно Ержанов и Байгазин – две главные фигуры в казахстанском авторском кино. В "Выборе критиков" "Чума…"оказалась успешнее "…Ангела". Ержанов получил приз лучшему режиссеру, а продюсеры и Ольга Хлащева – награду за лучший фильм-драму. При всей своей притчевости и гротескности "Чума в ауле Каратас" — чрезвычайно актуальное кино о Казахстане, нашем обществе и его странном устройстве.

В более реалистичной, едва ли не документальной манере выполнена другая картина – "Свидетель дела №6", за сценарий которой Ержанов получил еще один приз. Это полная безысходности история о парне, который случайно стал свидетелем ДТП со смертельным исходом, где виновник – сын богатого и влиятельного человека. И если в каком-то из искусств настоящий, нелакированный Казахстан и показывается, то в кино. Вернее, в "партизанском" кино. К слову, 28 марта "Чума в ауле Карата" к длинному списку своих наград может добавить очередную – картина номинирована на премию "Ника" в категории "Лучший фильм стран СНГ и Балтии". Конкуренты – "Завещание отца" (Кыргызстан), "Красный сад" (Азербайджан), "Подробности осени" (Узбекистан) и "Чужой дом" (Грузия).

Полный список номинантов и победителей премии "Выбор критиков"

Лучший фильм (драма):

"Раненый ангел" (продюсеры Анна Вильгельми, Бейбитжан Муслимов);

"Чума в ауле Каратас" (продюсеры Серик Абишев, Ольга Хлащева)

"Свидетель дела №6" (продюсер Серик Абишев);

"Дорога к матери" (продюсеры Алия Назарбаева, ).

Лучший фильм (боевик, комедия, экшн):

"Бизнес по-казахски" (продюсер Нурлан Коянбаев);

"Районы" (продюсеры , Эрнар Курмашев, Алия Мендыгожина);

"16 қыз" (продюсер Айдархан Адильбаев);

"Тараз" (продюсер Нуртас Адамбай).

Лучший режиссер:

Адильхан Ержанов ("Чума в ауле Каратас");

Эмир Байгазин ("Раненый ангел");

Акан Сатаев ("Дорога к матери");

Нуртас Адамбай ("Тараз")

Лучший сценарий:

Адильхан Ержанов ("Свидетель дела №6");

Адильхан Ержанов (;Чума в ауле Каратас;);

Эмир Байгазин ("Раненый ангел");

Алишер Утев, Нурлан Коянбаев, Арыстан Каунев, Жамит Кушербаев ("Бизнес по-казахски");

Лучшая женская роль:

Айнур Ниязова ("Судебный исполнитель");

("Замуж в 30");

Акбота-Нур Сейтмагамбет ("Гламур для дур");

Алтынай Ногербек ("Дорога к матери")

Лучшая мужская роль:

Еркебулан Дайыров ("Тараз");

("Дорога к матери");

("Так сложились звезды");

Баймурат Жуманов ("Судебный исполнитель")

Лучшая женская роль второго плана:

Толганай Талгат ("Чума в ауле Каратас")

Марйам Сатаева ("Районы")

"(Дорога к матери")

Асель Акбарова ("Гламур для дур")

Лучшая мужская роль второго плана

Шарип Серик "(Районы");

Асан Мажит ("Тараз");

Баймурат Жуманов ("Свидетель дела №6");

("Чума в ауле Каратас");

Лучший оператор:

Хасан Кыдыралиев ("Дорога к матери");

Азамат Дулатов ("Тараз");

Ив Кап ("Раненый ангел");

Едыге Несипбеков ("Чума в ауле Каратас")

Лучший художник-постановщик:

"(Раненый ангел");

Ермек Утегенов ("Свидетель дела №6");

Ермек Утегенов ("Чума в ауле Каратас");

Назира Байбекова, Лариса Решетова ("Дорога к матери");

Лучшая музыка к фильму:

Абулхаир Жараскан ("Казахское ханство");

Алим Заиров, Роман Вишневский ("Дорога к матери");

Алим Заиров, Роман Вишневский ("Районы").

Лучшая песня

Moldanazar — "Сағым" ("Тараз");

Кейс — "Мои районы" ("Районы");

Назарбек Оразбеков — "Эй, Лапылда" ("Супертой");

Ninety One — "Қалай қарайсың" ("Гламур для дур").

Лучший короткометражный фильм

"Айжан"

"Стучите громче!"

"Хлоп-топ"

"Обыкновенный человек"

"Әке"

"Еркек"

"Едоки картофеля"

"Маршрут"

"Актер"

"Майлыбайдағы оқиғиа"

Особое упоминание

Катерина Суворова – за фильм "Завтра море"

Николай Постников, – за проект "Лица кино"

Куат Шильдебаев – за музыку к фильму "Турксиб"