Ещё
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Angry Birds 2 в кино
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Человек-Паук: Вдали от дома
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Дора и Затерянный город
Приключение, Комедия, Детский
Купить билет
Руслан и Людмила: Перезагрузка
Мультфильм
Купить билет
Страшные истории для рассказа в темноте
Триллер, Ужасы
Купить билет
Анна
Боевик, Триллер
Купить билет
Синяя бездна 2
Приключение, Ужасы, Драма
Купить билет
Мёртвые не умирают
Фэнтези, Комедия, Ужасы
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
Драма
Купить билет
Паразиты
Триллер, Трагикомедия
Купить билет
История игрушек 4
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Бойцовский клуб
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Добро пожаловать в Рим
Комедия
Купить билет
Солнцестояние
Детектив, Ужасы, Драма
Купить билет

Критикуя, выбирай 

Фото: Sputnik Казахстан
В отличие от двух предыдущих лет, когда церемония награждения премией «Выбор критиков» проходила в киноцентре «Арман», на этот раз вечер состоялся в Доме кино. А благодаря поддержке Союза кинематографистов Казахстана, церемония из мероприятия рабочего характера, где главным было, собственно, вручение призов, превратилось, скорее, в светское событие. Однако на итогах премии это никак не отразилось — АКК, расширившаяся с семи постоянных членов до одиннадцати, сохранила приверженность кино авторскому, оригинальному и — главное — актуальному.
Хотя и коммерческий кинематограф не остался в накладе. Сразу трех далеко не второстепенных призов удостоился один из самых кассовых (а, возможно, и самый — увы, доподлинно проверить в наших условиях это невозможно) фильмов прошлого года — «Тараз» Нуртаса Адамбая. К примеру, у притчевой драмы «Чума в ауле Каратас», формально являющейся главным победителем вечера, столько же выигранных номинаций.
Благодаря «Таразу», дважды лауреатами Выбора критиков" стали Галымжан Молданазар (за песню «Сағым», а в 2015-м — за композицию «Берiк бол» к фильму «Ограбление по-казахски») и . В прошлом году Дайырову не было равных в главной актерской номинации (драма «Шлагбаум»), и вот теперь ситуация повторилась. Хотя, по большому счету, образы, созданные Еркебуланом в этих разноплановых картинах, во многом схожи: настоящий мужчина, немногословный, но со своими стойкими принципами, не бросающий близких в беде и пытающийся дойти до цели. Третья награда досталась «Таразу», как лучшему фильму в весьма условном жанровом разграничении «Боевик, комедия, экшн».
Каждый год такая «сегрегация» — на чистую драму и жанровое кино — вызывает вопросы. На самом же деле, все довольно просто. Невозможно ведь сравнивать условного «Раненого ангела» с условным «Бизнесом по-казахски» Нурлана Коянбаева. Это картины из параллельных вселенных и включать их в общую номинацию «Лучший фильм» было бы не только неправильно, но и нелепо. Потому что — если уж по гамбургскому счету — при отсутствии подобного деления, коммерческое кино не только не имело бы шансов на победу в главной категории, но и, в целом, вряд ли бы в ней присутствовало. За редчайшим исключением.
К примеру, на нынешней церемонии в «общих» номинациях коммерческое кино первенствовало еще лишь однажды — что интересно, вновь среди актеров, но уже исполнителей ролей второго плана. Причем, здесь главным конкурентом Шарипа Серика, больше известного, как Шако, был Асан Мажит из уже упомянутого «Тараза». В пользу Серика, сознательно или нет копирующего игровую манеру раннего , пожалуй, было то, что, по сути, именно он и его персонаж вытащили в актерском отношении фильм Акана Сатаева «Районы», где ярких ролей было, к сожалению, немного.
Занятно, что Сатаев в 2016 году оказался «по обе стороны баррикад». По крайней мере, с кинокритической точки зрения. Его лента «Районы» номинировалась как лучший жанровый фильм, а другая картина, «Дорога к матери» как лучший драматический.
"Дорога к матери" оказалась где-то на стыке номинаций, и поначалу у АКК были сомнения и разногласия по поводу того, в какую категорию ее включать. В итоге, сыграло свою роль то, что жанровую принадлежность фильма определить затруднительно — это одновременно и историческая драма, и военная, и в какой-то мере политическая, и мелодрама. А, по сути, драма общечеловеческая. Просто драма. Именно поэтому «Дорога к матери» оказалась в главной номинации — формально такого разделения вроде бы и нет, но, опять же формально, какой категорией церемония закрывается, та и главная. Возможно, такое «повышение» стоило картине «Дорога к матери» победы. Зато фильм взял три приза в других номинациях.
Композиторы казахстанец Алим Заиров и украинец второй год подряд становятся авторами лучшей музыки к фильму — в 2016-м за «Шлагбаум», в 2017-м за «Дорогу к матери». Ну, и, конечно, нельзя было пройти мимо двух прекрасных женских ролей. Ничуть не принижая заслуг победительниц — Алтынай Ногербек (главная роль) и Аружан Джазильбековой (роль второго плана), нельзя не отметить, что им повезло и с режиссером, и с материалом. Все-таки казахстанское кино — кино мужское. Героини — с качественно прописанным характером, мотивацией поступков, историей — в отечественном (да и соседском, российском тоже) кинематографе не так много. Как не без грусти шутят наши актрисы, «основное амплуа — девушка главного героя». Ногербек и Джазильбековой было, что играть. И они сыграли. Причем, Аружан теперь тоже дважды лауреат «Выбора критиков» — в прошлом году она получила приз за главную роль в романтической комедии «Свадьба на троих».
Двукратным в этом году стал и художник-постановщик Ермек Утегенов. В 2015-м была отмечена его работа в картине «Хозяева», в 2017-м — в ленте «Чума в ауле Каратас». Обе снял . Второй награды мог удостоиться и самый востребованный современный казахстанский оператор Азамат Дулатов (в прошлом году АКК всерьез рассматривала вариант с номинированием его сразу за три фильма, но, в итоге, «ограничилась» двумя) — теперь за «Тараз». Однако у Дулатова появился серьезнейший конкурент в лице «варяга»-бельгийца Ива Капа, снимавшего, в частности, «Фландрию» , «Любовь живет три года» , а также «Раненого ангела» Эмира Байгазина. Кап и победил в жесткой (немного инсайда) борьбе.
Вообще 2016 год оказался интересен, прежде всего, тем, что свои новые фильмы выпустили одновременно Ержанов и Байгазин — две главные фигуры в казахстанском авторском кино. В «Выборе критиков» «Чума…»оказалась успешнее "…Ангела". Ержанов получил приз лучшему режиссеру, а продюсеры и Ольга Хлащева — награду за лучший фильм-драму. При всей своей притчевости и гротескности «Чума в ауле Каратас» — чрезвычайно актуальное кино о Казахстане, нашем обществе и его странном устройстве.
В более реалистичной, едва ли не документальной манере выполнена другая картина — «Свидетель дела №6», за сценарий которой Ержанов получил еще один приз. Это полная безысходности история о парне, который случайно стал свидетелем ДТП со смертельным исходом, где виновник — сын богатого и влиятельного человека. И если в каком-то из искусств настоящий, нелакированный Казахстан и показывается, то в кино. Вернее, в «партизанском» кино. К слову, 28 марта «Чума в ауле Карата» к длинному списку своих наград может добавить очередную — картина номинирована на премию «Ника» в категории «Лучший фильм стран СНГ и Балтии». Конкуренты — «Завещание отца» (Кыргызстан), «Красный сад» (Азербайджан), «Подробности осени» (Узбекистан) и «Чужой дом» (Грузия).
Полный список номинантов и победителей премии «Выбор критиков»
Лучший фильм (драма):
"Раненый ангел" (продюсеры Анна Вильгельми, Бейбитжан Муслимов);
"Чума в ауле Каратас" (продюсеры Серик Абишев, Ольга Хлащева)
"Свидетель дела №6" (продюсер Серик Абишев);
"Дорога к матери" (продюсеры Алия Назарбаева, ).
Лучший фильм (боевик, комедия, экшн):
"Бизнес по-казахски" (продюсер Нурлан Коянбаев);
"Районы" (продюсеры , Эрнар Курмашев, Алия Мендыгожина);
"16 қыз" (продюсер Айдархан Адильбаев);
"Тараз" (продюсер Нуртас Адамбай).
Лучший режиссер:
Адильхан Ержанов ("Чума в ауле Каратас");
Эмир Байгазин ("Раненый ангел");
Акан Сатаев ("Дорога к матери");
Нуртас Адамбай ("Тараз")
Лучший сценарий:
Адильхан Ержанов ("Свидетель дела №6");
Адильхан Ержанов (;Чума в ауле Каратас;);
Эмир Байгазин ("Раненый ангел");
Алишер Утев, Нурлан Коянбаев, Арыстан Каунев, Жамит Кушербаев ("Бизнес по-казахски");
Лучшая женская роль:
Айнур Ниязова ("Судебный исполнитель");
("Замуж в 30");
Акбота-Нур Сейтмагамбет ("Гламур для дур");
Алтынай Ногербек ("Дорога к матери")
Лучшая мужская роль:
Еркебулан Дайыров ("Тараз");
("Дорога к матери");
("Так сложились звезды");
Баймурат Жуманов ("Судебный исполнитель")
Лучшая женская роль второго плана:
Толганай Талгат ("Чума в ауле Каратас")
Марйам Сатаева ("Районы")
" (Дорога к матери")
Асель Акбарова ("Гламур для дур")
Лучшая мужская роль второго плана
Шарип Серик " (Районы");
Асан Мажит ("Тараз");
Баймурат Жуманов ("Свидетель дела №6");
("Чума в ауле Каратас");
Лучший оператор:
Хасан Кыдыралиев ("Дорога к матери");
Азамат Дулатов ("Тараз");
Ив Кап ("Раненый ангел");
Едыге Несипбеков ("Чума в ауле Каратас")
Лучший художник-постановщик:
" (Раненый ангел");
Ермек Утегенов ("Свидетель дела №6");
Ермек Утегенов ("Чума в ауле Каратас");
Назира Байбекова, Лариса Решетова ("Дорога к матери");
Лучшая музыка к фильму:
("16 қыз");
Абулхаир Жараскан ("Казахское ханство");
Алим Заиров, Роман Вишневский ("Дорога к матери");
Алим Заиров, Роман Вишневский ("Районы").
Лучшая песня
Moldanazar — «Сағым» ("Тараз");
Кейс — «Мои районы» ("Районы");
Назарбек Оразбеков — «Эй, Лапылда» ("Супертой");
Ninety One — «Қалай қарайсың» ("Гламур для дур").
Лучший короткометражный фильм
"Айжан"
"Стучите громче!"
"Хлоп-топ"
"Обыкновенный человек"
"Әке"
"Еркек"
"Едоки картофеля"
"Маршрут"
"Актер"
"Майлыбайдағы оқиғиа"
Особое упоминание
Катерина Суворова — за фильм «Завтра море»
Николай Постников,  — за проект «Лица кино»
Куат Шильдебаев — за музыку к фильму «Турксиб»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео