Ещё
Чем занимается Маша из сериала «Саша+Маша»
Чем занимается Маша из сериала «Саша+Маша»
Актеры
Что не так с именем Данилы Багрова в "Брате"
Что не так с именем Данилы Багрова в "Брате"
Фильмы
Где сейчас актеры из “Маски-шоу”
Где сейчас актеры из “Маски-шоу”
Актеры
Неудачные дубли, сделавшие фильмы шедеврами
Неудачные дубли, сделавшие фильмы шедеврами
Фильмы
Ford против Ferrari
Ford против Ferrari
Биография, Драма, Спортивный
Купить билет
Грех
Грех
Биография, Исторический, Драма
Купить билет
Текст
Текст
Триллер, Драма
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Доктор Сон
Доктор Сон
Ужасы
Купить билет
Ангелы Чарли
Ангелы Чарли
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Семейка Аддамс
Семейка Аддамс
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Терминатор: Темные судьбы
Терминатор: Темные судьбы
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Стражи Арктики
Стражи Арктики
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Верность
Верность
Драма
Купить билет
Хороший лжец
Хороший лжец
Драма
Купить билет
Джокер
Джокер
Триллер, Драма, Криминальный
Купить билет
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Документальный, Музыкальный
Купить билет
Мидуэй
Мидуэй
Боевик, Исторический, Драма
Купить билет
Во всё тяжкое
Во всё тяжкое
Трагикомедия
Купить билет
Эверест
Эверест
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Девятая
Девятая
Исторический, Приключение, Триллер
Купить билет
Идеальный пациент
Идеальный пациент
Триллер
Купить билет
Дождливый день в Нью-Йорке
Дождливый день в Нью-Йорке
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Холодное сердце 2
Холодное сердце 2
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет

Мистика революционной музыки 

Мистика революционной музыки
Фото: ИА Regnum
О музыке писать очень сложно, ибо никто не знает точно, что такое музыка. О музыке писать все равно, что писать о любви. Как и любовь, музыка приходит ниоткуда и уходит в никуда, оставляя в душе неизгладимый след, впечатление, похожее на семя, которое неизвестно прорастет или нет, а если прорастет, то какой даст плод, и даст ли вообще.
Композитор — это человек-загадка, приемник небесных волн, эти волны в начале даже не звуковые, он воспринимает их загадочным органом, о котором мы ничего не знаем, расшифровывает послание, перекладывает на бумагу так, чтобы это было понятно остальным. Дальше приходит оркестр с дирижером во главе, хор — все это множество людей, которые в обычной жизни чаще всего не понимают друг друга, даже если их только двое, и музыкальных инструментов, которые без человека вообще — просто ничего незначащие предметы, вдруг на короткое время становятся способными на волшебство, гармонию и катарсис. И все это посредством звуковых волн, которые даже нельзя потрогать.
Звук летит в пространство, прозрачный, неуловимый. Исчезающий через мгновение после рождения, он тает в воздухе раньше, чем успевает выйти за стены здания, но все, кто находятся рядом, его слышат, и откладывают в своем сердце. Вернее, откладывают не все.
Некоторые остаются равнодушными. О таких приходят на ум строки из Евангелия «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали» (Лк 7,32). Или Эзопова басня: «Один флейтист, увидевши рыб в море, стал играть на флейте, ожидая, что они выйдут к нему на сушу».
Почему одни слышат музыку, и она их волнует, а другие не слышат, или все-таки слышат, но она их раздражает, мы тоже не знаем. Так же как и не знаем, почему одни могут любить, а другие любить не умеют.
Но музыка вечна, как и любовь. Более того, музыка, как и любовь, имеет власть над временем, она способна и мертвых воскрешать, конечно, не буквально, но хотя бы в звуке. Каким-то чудесным образом через композитора мы получаем закодированные послания от предков, а может, даже иногда и от потомков. Композитор не всегда сам понимает и правильно трактует написанное им произведение, по-своему воспринимают музыку и слушатели, — каждый в меру своих способностей восприятия, накопившегося жизненного опыта, врожденной восприимчивости и воспитания. Так происходит именно потому, что настоящая музыка не является чем-то искусственным и рукотворным. Музыка — это чудо, которое было бы невозможным без существования человека, которое настолько же сложное, насколько сложен и сам человек. Симфоническая музыка — чудо из чудес. А уж в сопровождении голоса или целого хора голосов, звучащих в унисон, — мистерия.
Мистерия, пожалуй, именно тот жанр, который наиболее полно выражает божественное происхождение музыки, данной нам в ощущениях через многих людей, которые потрудились над этим. Мистерия «Роза мира» была написана 20 лет назад композитором Александром Сойниковым, вдохновленным книгой . На премьере в Иркутске присутствовала жена писателя, которая дала высокую оценку этому музыкальному произведению. Первое исполнение в Москве состоялось 17 марта 2017 в Большом зале консерватории. Масштабную мистерию для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра представил и Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского. В концерте приняли участие (сопрано), (меццо-сопрано), (тенор), (баритон), Рубин Абдуллин (орган) и Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова (художественный руководитель — ).
Перед концертам к залу обратился сам композитор. «Конечно, это Божье провидение — исполнение в Москве, — сказал Александр Сойников, — а оно всегда проявляется через кого-то. В данном случае этому поспособствовал ведущий телеканала „Культура“ . Благодарю его за это. И конечно, благодарю Владимира Федосеева. Мистерия состоит из 13 частей. Хочу сказать о последней части. Ее название зашифровано мной: посвящение А. Ф. Это Александра Федоровна — последняя русская императрица. Когда я писал эту музыку, она возникла буквально рядом. Ее образ стоял с левой стороны у рояля. Я понимал, что эта музыка для нее. Поэтому это самая трагическая часть моей мистерии. Потом я увидел мальчика, поющего перед хором. Мальчик, поющий соло, — царевич Алексей. Ее музыка — трагическая, а музыка царевича — светлая, даже радостная. В этой последней части для меня вера, надежда и любовь, которые пронизывают нашу страну — Россию, наш народ, и я верю, что Россия будет примером для всего мира. И мы увидим все человечество в том братстве, о котором писал Даниил Андреев».
В год столетия Великой октябрьской социалистической революции мистерия «Роза мира» звучит особенно пронзительно. «В мистерии заложена идея, красной нитью проходящая через всю книгу Д. Андреева, — рассказывает А. Сойников, — это идея единения. Автор „Розы Мира“ неоднократно говорит о сближении и соединении народов в единое братство земли и в первую очередь Запада и Востока. Выражением этого стало мое обращение к двум великим музыкальным культурам: русской православной духовной музыке и европейскому католическому песнопению, вследствие чего мистерия двуязычна — старославянские тексты перемежаются в ней с латинскими».
Одно дело — задумка композитора, и совсем другое дело то, что получилось на самом деле. Время в этот вечер в консерватории сжалось. Смиренное, нежное и мягкое отеческое песнопение: «Спаси мя, Боже, яко оскуде преподобный» вдруг разрушили трагические слухи войны и братоубийства. «В ноябре 1933 года я случайно, — писал Андреев, — именно совершенно случайно — зашел в одну церковку во Власьевском переулке. Там застал я акафист преподобному Серафиму Саровскому. Едва я открыл входную дверь, прямо в душу мне хлынула теплая волна нисходящего хорового напева. Мною овладело состояние, о котором мне чрезвычайно трудно говорить, да еще в таком протокольном стиле. Непреодолимая сила заставила меня стать на колени, хотя участвовать в коленопреклонениях я раньше не любил: душевная незрелость побуждала меня раньше подозревать, что в этом движении заключено нечто рабское. Но теперь коленопреклонения оказалось недостаточно. И когда мои руки легли на ветхий, тысячами ног истоптанный коврик, распахнулась какая-то тайная дверь души, и слезы ни с чем не сравнимого блаженного восторга хлынули неудержимо». И это состояние очень хорошо почувствовал и передал в музыке Сойников. Но буквально через несколько минут вот уже и черное воронье слетелось и кружит над Россией в кровавом исступлении. «Christe eleison» в исполнении хора вторгается как что-то непрошенное, инородное и чуждое. В нем ни любви, ни сочувствия, а какая-то надменность и холодность. И непонятно от чего такое впечатление, от языка ли латинского, или от звуков органа.
Поющий на сцене мальчик в образе царевича Алексея, действительно, очень уместен. Он весь есть свет и всепрощение. Он — над миром, молящийся за всех и утешающий свою мать, а заодно и нас. Душа с надеждой и верой цепляется за всеобъемлющую любовь, которая призвана всех объединить, но с одним условием — должно быть желание для объединения, а его нет, похоже, ни с какой из сторон. Я не претендую на истину, тем более что истина и по Андрееву — это неискаженное представление об объекте. А такового у человека быть не может по определению, если только Бог не захочет ему открыть. Но по-моему ощущению, никакого единения не произошло, несмотря на прекрасную, точную и волнующую музыку. Сколько раз хотя бы за последние 200 лет беда приходила с запада? А сколько раз она приходила изнутри, из наших поврежденных сердец? Сегодня мы разделены так же, как и прежде. И мистерия Александра Сойникова только подтверждает это. Как бы сам композитор не желал обратного, как бы не пытался примирить непримиримое. Это от него не зависит. И зависит не от него. Музыка приходит неизвестно откуда, и уходит неизвестно куда. А может быть, не уходит, а откладывается частичками волн в сердцах слушателей, и вдруг, через какое-то время, накопившись там, перейдет в новое качество, по мере способности каждого на преображение этого мира.
Во втором отделении концерта была исполнена вокально-симфоническая поэма советского и российского композитора «Военные письма», слова А. Шульгиной. Многим из нас поэма знакома еще со времен Советского Союза. Она была написана в 1974 году, а в 1980 году Гаврилин получил за это произведение премию Ленинского комсомола.
— Дорогой, куда ты едешь?
— Дорогая, на войну.
— Дорогой, возьми с собою!
— Дорогая, не возьму!
— Дорогой, письмо напишешь?
— Дорогая, напишу.
— Дорогой, спеши обратно!
— Дорогая, поспешу.
— Дорогой, зальюсь слезами!
— Дорогая, солоны!
— Дорогой, зима настанет…
— Дорогая, жди весны!
Слезы певицы Агунды Кулаевой красноречивее всяких слов. Русская напевность и лирический дар композитора по сей день вызывают отклик в душах новых поколений. «Военные письма» — это произведение, относящееся к разряду актуальных в любые времена. Тема войны и потери любимых, к сожалению, сопровождает человечество всю его историю. И простому человеку нечего противопоставить чудовищной разрушительной силе войны, кроме веры. Ведь это не простые люди затевают войны. Но именно простые люди становятся на пути захватчиков, жертвуя своими жизнями.
Весна все-таки наступила. Колышущиеся от свежего ветра кусты сирени, в которые чудесным образом, превратились звуки музыки, слившиеся с хоровыми голосами, убеждали в этом. Надеюсь, смерти нет, и Валерий Гаврилин, бывший воспитанник вологодского детского дома, чья мать была осуждена, сумевший из низов пробиться в элиту советских композиторов, может радоваться тому, что потомки той великой страны до сих пор не могут без праведных слез слушать его великие произведения о Великой Отечественной войне.
Видео дня. Советские кинозвезды, умершие в нищете
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео