Доброе утро, 29 марта: пять "Оскаров" - за надежду и свет
Добрейшего вам утра! Сегодня гостей нашего балкончика я нижайше прошу пожаловать в особых нарядах – женщин в элегантных платьях для торжественных случаев, мужчин – в строгих костюмах и фраках. Потому что наш тбилисский балкончик, привыкший ко всякого рода переменам, на некоторое время превратится в зал, где вручаются награды Американской киноакадемии, и, соответственно, придется соблюдать дресс-код. Ровно в этот день, 29 марта 1976 года, обладателем "Оскара" в самых престижных пяти номинациях (за лучший фильм, режиссуру, сценарий и лучшее исполнение женской и мужской ролей) стал, предположительно, действительно, один из сильнейших фильмов в истории мировой кинематографии "Пролетая над гнездом кукушки" ("One Flew Over the Cuckoo"s Nest"). Между прочим, в биографии премий "Оскара" он по сей день остается вторым столь успешным. Первым был снятый в 1934 году фильм "Это случилось однажды ночью", который я, к сожалению, не видела. Кроме того, фильм "Пролетая над гнездом кукушки" победил также в пяти номинациях "Золотого глобуса". Наверное, согласитесь, что крайне мало фильмов, которые так глубоко запали нам в память. Он очень трагичный и в то же время дарит надежду. Каждый его эпизод спланирован и исполнен таким образом, что невозможно "вырезать" ни один из них… Очень интересна история этого удивительного фильма. Он создан по драме Кена Кизи, которая в 1962 году вошла в список бестселлеров США и уже к 1975 году была переиздана 20 раз. Великолепный Кирк Дуглас (лучший "Спартак" всех времен) еще в 1963 году обратил внимание на это произведение и в бродвейском театре "Cort" осуществил его постановку, в которой сам исполнял роль главного героя — Макмерфи. Так что, первым Макмерфи был Кирк Дуглас а не Джек Николсон. კირკ დუგლასი და მაიკლ დუგლასიКирк и Майкл ДугласыУдивительно, но критики очень холодно встретили спектакль, и он всего через несколько месяцев был снят из репертуара. А через год Кирк Дуглас поехал в Чехию, где познакомился с молодым режиссером Милошем Форманом и предложил ему снять фильм по книге Кизи. Форман согласился. Вернувшись в Штаты, Кирк послал ему роман, но чешские таможенники его конфисковали. Разочарованный Кирк окончательно махнул рукой на идею снять фильм и решил продать право на экранизацию. Хорошо, что сделать это ему не разрешил сын Майкл Дуглас, который заинтересовался проектом и как раз на съемках этого фильма впервые попробовал себя в амплуа продюсера. Он предложил сотрудничество представителю продюсерской компании "Fantasy Films" Саулу Зейнцу, и 4 миллиона долларов, которые понадобились на съемки фильма, Майкл и Саул буквально достали из собственных карманов. Американский актер Джек НиколсонФильм снимали в течение 14 месяцев. Главный сценарий снят в одной из психиатрических больниц Орегона, а в массовых сценах участвуют пациенты больницы. Исполнитель главной роли Джек Николсон часами с ними общался, и говорят даже, что во время съемок аппарат лоботомии, действительно, включился, и актер просто чудом спасся. Кирк Дуглас тоже очень хотел сыграть в фильме какую-нибудь роль, но во время съемок понял, что возраст работал против него, и отказался от этой задумки. А Николсон и вправду великолепно играет роль Макмерфи. Он, такой задорный, по-детски искренний, веселый, человечный, свободолюбивый и справедливый "хулиган", и под конец становится жертвой всех этих качеств. Чего стоит только одна та сцена, когда он понимает, что пациенты в больнице находятся по своей воле. Или когда осознает, что "Вождь" просто прикидывается глухо-немым. Или его чудная "дуэль" с медсестрой, которую олицетворяет не известная в то время Луиза Флетчер (после этого фильма она стала лауреатом "Оскара" за лучшую женскую роль), которую режиссер открыл за неделю до начала съемок и предпочел всем известным кандидатам. Однако, должна признаться, что на меня больше всего подействовал индеец "Вождь". Подбор кандидатуры на его роль отнял много времени, поскольку "Вождь" должен был быть "огромным, как дерево", а коренные американские индейцы не отличаются высотой. После долгих поисков случайно обнаружили Уилла Сэмпсона из индейского племени Рики, который работал лесником в Вашингтоне, и его рост составлял 203 сантиметра. Но рост тут не причем. Вот, он играет – это да!!! Все говорит глазами. Кстати, во время съемок Сэмпсон постоянно спорил с Форманом по поводу концепции роли вождя и, в конце концов, сыграл ее так, как сам хотел. И незабываемый финал фильма, фактически, создает он же. Когда после процедуры заносят уже "никакого" героя Николсона, и "Вождь" понимает, что такая жизнь для Макмерфи гораздо хуже смерти, он своими руками душит, наверное, единственного в жизни настоящего друга. И у него такие глаза. А потом идет к той раковине, поднять которую Макмерфи когда-то не смог, но попытался. Вырывает ее, выбивает окно и прыгает. А до этого говорит умершему другу всего одну фразу: "Пошли!" ("let's go!"). Вот, в этом месте я умираю, как Макмерфи, и заново оживаю. И горжусь тем, что я – человек… Желаю красивого, счастливого и свободного дня!