Войти в почту

Безопасный и любимый кошмар — погружение в мир Бёртона

В апреле 2017 года кинокомпания «Иноекино» организует Российскую ретроспективу наиболее полюбившихся зрителям фильмов Тима Бёртона. «Бэтмен», «Эдвард руки-ножницы», «Сонная лощина» и «Крупная рыба» появятся в кинотеатрах Санкт-Петербурга («Аврора»), Москвы (Фомула Кино Горизонт), Екатеринбурга (Колизей) и Новосибирска («Победа»). Уже 12 апреля можно будет увидеть «Бэтмена», 1989 года. Многие исследователи творчества Тима Бёртона считают, что огромное влияние на его работу оказали женщины, с которыми режиссер шел рука об руку в разные периоды своей жизни. Первой постоянной девушкой Бёртона стала Джули Хиксон, сценарист, продюсер и режиссер. Под ее влиянием были сняты первые самостоятельные фильмы Бёртона. Она же участвовала в разработке основных набросков сценария к ленте «Бэтмен», которой в ближайшем будущем суждено было стать первой частью целой серии фильмов о супергерое, снятых компаний Warner Bros. Фильм создан в типичном для Бёртона готическом стиле и стал новым эстетическим каноном для вселенной Бэтмена. Сюжет, пожалуй, знаком многим. Будучи ребенком, Брюс Уэйн становится свидетелем убийства своих родителей. Это сказалось на мальчике, и став взрослым, он решает искоренить всю преступность в родном городе Готэм. Брюс придумывает себе образ Бэтмена, человека — летучей мыши, и выходит на след своего главного противника — Джокера. В фильме снялись такие известные актеры, как Майкл Китон (главная роль), Джек Николсон, Ким Бэйсингер, Роберт Вул и Джек Пэланс. Однако Николсон не сразу согласился на роль Джокера. Окончательно убедили знаменитость высокий гонорар, предполагаемый доход от сборов и удобный график съемок. Дмитрий Третьяков креативный директор ИА REGNUM неоднозначно высказывается о творчестве режиссера: «Фильмы Бёртона любить сложно. Я хочу сказать, мне их любить сложно. Все какое-то полосато-кривое, противненькое. До панка не дотягивает, на сюррелизм только намекает. Сценарии, о которых так много говорят, плоские, предсказуемые, может, пара фраз в диалогах… но и все. Не серьезно. Одинаково. Разве может художник 27 лет одинаково? Вот 28 лет назад было что-то. Но быстро прошло. Фильм. Фильмище! «Бэтмен» навсегда (то есть долгие 18 лет до Нолана) задает тон и якобы меняет саму комикс-индустрию, порождает аж три превосходящих друг друга в бессмысленности клона (включая один от самого Бёртона). И приносит «Оскара» другим людям в 2014 году. Бэтмен для кинокомикса, как «Новая надежда» для кинофантастики — возрождение умершего жанра на новых началах с намеком на смысл, но еще без оного. Легко принять самокопирование за стиль и приходить в зал из года в год, чтобы получить еще немного ровно того же, что и в прошлый раз. Безопасный кинопоход — ведь все понарошку: кровь, грязь, нищета, смерть, чувство и мысль. Гигантский киносериал Бёртона. Но легкость — это не любовь, это привычка. Легко привыкнуть. И даже яростно биться в сетях, отстаивая привычную безопасность. Но любить невозможно». Следующий фильм ретроспективы — «Эдвард руки-ножницы» — будет показан 13 апреля. Впервые лента появилась на экранах кинотеатров в 1990 году, и опять «cherchez la femme». Время, когда был снят этот фильм, называют периодом Лизы Мэри, бывшей танцовщицы стриптиза, художницы, а в дальнейшем и актрисы. С ней Бёртон был в отношениях более десяти лет. Сюжет картины через очевидный гротекст совмещает сочувствие и романтику. Эдвард — не человек, скорее киборг, у которого вместо рук подобие ножниц. Ученый, создавший героя, воспитывал его как сына. Но жизнь не вечна, и вскоре «отец» отправился в мир иной, так и не успев доделать руки новоявленному Буратино — вместо рук у него бытовой инструмент. Но и с этой особенностью слава об Эдварде разлетается по всему городу, он начинает стричь кусты, собак, женщин. И влюбляется. С фильма «Эдвард руки-ножницы» начался известный «Бёртон — Депп». В качестве претендентов на роль Эдварда также рассматривались Том Круз, Роберт Дауни-мл и Джим Керри. Однако колесо фортуны упало под ноги именно Джонни Деппу. Сотрудничество с Бёртоном сыграло значительную роль в становлении актера, а роль Эдварда принесла Деппу его первую награду — «Золотой глобус». «Вы можете запереть двери. Вы можете закрыть окна. Но сможете ли вы пережить эту ночь?» Еще один культовый фильм Тима Бёртона «Сонная лощина» можно будет посмотреть в кинотеатре 15 апреля. И снова период Лизы Мэри, и снова главная роль у Джонни Деппа. Готический фильм ужасов является вольной экранизацией новеллы Вашингтона Ирвинга. Главный герой киноленты Икабод Крейн отправляется в деревню Сонная Лощина разгадать серию загадочных убийств, совершенных якобы всадником без головы. Леденящие душу старинные легенды виртуозно сплетенные с воспоминаниями о несчастливом детстве главного героя, оборачиваются, красивой историей любви. Фирменный стиль Бёртона, нарочитая театральность и тонкий юмор создают эффект погружения в немного наивный мир детских страхов и давно забытых мифов и легенд. В воскресение 16 апреля, можно будет увидеть — «Крупную рыбу», фильм вышедший в 2003 году. В жизнь Бёртона пришла новая женщина, следовательно, и новый этап — период Хелены Бонэм Картер. Рождение сына и смерть обоих родителей оставляет след на творчестве режиссера, и он создает свой один из самых противоречивых фильмов. Выбиваясь из общего стиля Бёртона, картина послужила почвой для слухов в прессе, что у режиссера начался творческий кризис. Тем не менее, реакция кинокритиков на фильм была в большинстве своем положительной. В основу фантастической трагикомедии положен роман американского художника и писателя Дэниела Уоллеса «Крупная Рыба. Роман мифологических пропорций». История рассказывает о непростых отношениях фантазера Эдварда Блума и его прагматичного сына Уильяма. Перед смертью отец рассказывает Уильяму невероятные истории о своей жизни, место в которых находят оборотни, колдуны, сиамские близнецы, великаны и еще множество небылиц. «Крупная рыба» — самый светлый фильм Бёртона, наполненный массой архетипов американской мифологии, узнаваемых с первого взгляда.

Безопасный и любимый кошмар — погружение в мир Бёртона
© ИА Regnum