Королева и капустник
В прокате "Королева Испании" с Пенелопой Крус Премьера кино На экраны вышла "Королева Испании" Фернандо Труэбы -- фильм о том, как голливудские режиссеры снимают во франкистской Испании историческое кино. Рассказывает Наталья Михайлова. "Королева Испании" -- продолжение комедии 1998 года "Девушка твоей мечты", ставшей в Испании кассовым хитом и собравшей семь национальных кинопремий "Гойя", включая награду за лучший фильм и лучшую женскую главную роль Пенелопы Крус. Там фабула тоже строилась вокруг съемочной площадки: в "Девушке" рассказывалась история группы испанских кинематографистов, снимающей кино в гитлеровской Германии 1938 года и вечно попадающей то в смешные, то в драматические ситуации. Спустя почти двадцать лет режиссер Фернандо Труэба сделал попытку еще раз войти в ту же реку. Актерский состав тот же, только подкреплен несколькими американскими артистами, сюжет не то что бы тот же, но все-таки не без дежавю. Вторая мировая закончена, франкистская Испания вступает в ООН и налаживает отношения с США. Испанская цензура вырезает из иностранных фильмов сцены с поцелуями, люди, на которых обратила внимание секретная полиция, по-прежнему пропадают неизвестно куда, а в Долине павших под Мадридом руками политзаключенных строится циклопический мемориал "погибшим за Бога и Испанию", под сводами которого упокоится и всесильный каудильо. Но пока до этого еще далеко. Испанская актриса Макарена Гранада (Пенелопа Крус), начинавшая свою карьеру под крылом режиссера Бласа Фонтивероса (Антонио Ресинес), стала большой голливудской звездой и возвращается на родину, чтобы сыграть королеву Изабеллу Кастильскую в масштабной испано-американской постановке. Фонтиверос, сгинувший было в концлагере, теперь тоже возвращается в Мадрид, чтобы повидаться с бывшей возлюбленной. Антураж "Королевы Испании" вроде бы обещает элегантную киноманскую ретрокомедию, если не сестру, так кузину "Да здравствует Цезарь!" братьев Коэн. Съемочная площадка с громоздкой техникой, кричащим в мегафон ассистентом режиссера, нелепыми костюмами и отчаянно переигрывающими звездами. Приглашенный режиссер, загримированный под легендарного Джона Форда, по крайней мере с такой же повязкой на глазу, но постоянно и беспробудно пьяный. Горячие сплетни прямиком из Голливуда 1950-х, в основном о том, кто из суперзвезд того времени гей, а кто нет. Продолжать перечислять сценарные ухищрения можно долго -- тут и роман дивы с мускулистым красавцем-техником, и авантюрная линия с похищением бедняги Фонтивероса прямо из трудового лагеря отрядом христианских воинов в полном гриме и костюмах XV века и, наконец, встреча дерзкой Макарены с самим Франко. Проблема в том, что Фернандо Труэба, выступившему здесь в качестве режиссера и сценариста, придумывать-то гэги удается хорошо, а выстроить их в фильм -- не очень. В результате "Королева Испании" распадается на набор отдельных до обидного несмешных скетчей. Одни шутки построены на самых прямолинейных стереотипах, другие вообще вызывают оторопь (пожалуй, сделать гомосексуальное изнасилование источником комизма мог только испанский режиссер, начинавший карьеру во времена мовиды 1980-х). От полного провала "Королеву Испании" спасают актеры, прежде всего, конечно, Пенелопа Крус, на которую роль дивы золотого века, в душе оставшейся простой андалузской девчонкой, садится как влитая. Ее Макарена влюбляется, дерется, поет на очень плохом английском, посылает генералиссимуса -- и все это настолько легко и естественно, что сценарные нелепости отступают на задний план. Остальные испанские актеры тоже с явным удовольствием возвращаются к старым ролям и дурачатся напропалую. Но особенная удача -- новичок в этой компании Хавьер Камара, играющий ассистента режиссера: в конце концов он неоднократно снимался у Альмодовара, а значит, смутить его чем-либо практически невозможно. Увы, у их американских коллег, за исключением, пожалуй, Клайва Ревилла в роли того самого вечно пьяного режиссера Джона Скотта, так и не получилось органично вписаться в этот капустник. Впрочем, не зрителю, наблюдающему за происходящим с чувствами, среди которых преобладает, пожалуй, недоумение, их в этом обвинять.