Джек Николсон, каким мы стали его забывать: хиппи, байкер, моряк 

МОСКВА, 22 апр — РИА Новости, Павел Гайков. 22 апреля свое 80-летие отмечает трехкратный обладатель «Оскара» . У этого актера есть несколько канонических ролей, и сегодня в соцсетях, где представлены в основном молодые зрители, его чаще вспоминают по одному из популярных образов сумасшедшего: Торренса из «Сияния», Джокера из «Бэтмена» , Макмерфи из «Пролетая над гнездом кукушки». И он почти перестал ассоциироваться с 60-ми — временем, когда Николсон воплощал самые дерзкие идеи своего поколения.
Как , или , Николсон, обладавший не самыми яркими внешними данными, стал лицом Нового Голливуда 60-х. В фильмографии этого актера отразились все переживания и открытия эпохи хиппи. Его герои, прославляя бунт, брали в руки оружие, отправлялись в психоделические путешествия, практиковали свободную любовь и терроризировали мирных граждан на «харлеях».
1. Одиночка
Кадр из фильма «Страх»"Король фильмов класса Б" и один из классиков «ужасного» жанра, обладатель потрясающего нюха на таланты и актуальные тенденции, необычайно плодовитый режиссер и продюсер был первым проводником Николсона в большое кино.
В черной комедии «Магазинчик ужасов» по мотивам рассказа Артура Кларка Николсон сыграл одну из своих первых оригинальных профессиональных ролей: мазохиста — фаната зубного врачевания. В 80-е по мотивам «Магазинчика ужасов» был поставлен одноименный мюзикл и снят фильм — в отличие от оригинала, оба стали суперуспешны.
В 1963-м Николсон работал с Корманом над фильмом «Страх», где смог попробовать себя и в качестве режиссера — вместе с молодым .
А Роджер Корман, между прочим, был первым большим продюсером, который отважился поработать с Тимуром Бекмамбетовым, когда того еще никто не знал даже в России. Фильм «Гладиатрикс» ("Арена") 2001 года выглядел ужасно, но вклад Кормана в российское кино по-своему все равно бесценен.
2. Хиппи, наркоман, любовникКадр из фильма «Псих — Аут»
Малобюджетные, яркие и безумные фильмы о представителях психоделической культуры — важная часть кинокультуры 60-х. Одним из первых сценарных опытов Джека Николсона был фильм «Трип» с Корманом-продюсером и  и  в кадре. В фильме, вышедшем в прокат в 1967 году, в частности, изображались галлюцинации героев после приема ЛСД. Биографы Николсона утверждают, что в 60-е актер регулярно употреблял наркотические вещества, и этот опыт отражается в его работах.
Через год на американские экраны вышел выдержанный в психоделических тонах триллер «Псих-Аут», сценарий к которому также писал Николсон. Правда, после многочисленных переписываний от его замысла не осталось почти ничего, и в титрах Николсон фигурирует только как исполнитель одной из главных ролей.
В Новом Голливуде к этому времени сформировался свой герой-шестидесятник, который носил темные очки и яркие рубашки и мог многое рассказать о глубинах сознания. В таком образе Николсон появился в мюзикле «В ясный день увидишь вечность» с .
Во всех этих фильмах так или иначе поднималась тема свободной любви, которая стала основной в драме «Познание плоти».
3. Байкер
Кадр из фильма «Возмутители спокойствия»Моду на фильмы про байкеров задал в 66-м все тот же Роджер Корман и его лента «Дикие ангелы». Утверждается, что это название придумал именно Николсон — но этим его участие в проекте и ограничилось. Зато он появился в образе байкера в других картинах из золотого фонда киномотокультуры: «Ангелы ада на колесах», «Возмутители спокойствия» ("Мочи всех!") и легендарный «Беспечный ездок».
За роль адвоката-пьяницы Хэнсона, застреленного в конфликте с обывателями, Николсон получил свою первую номинацию на «Оскар» и перешел в новую весовую категорию актерского мастерства. Премьера фильма состоялась на Каннском фестивале, в 1969-м Николсон побывал здесь впервые, но время для его триумфа еще не пришло.
4. Моряк
Кадр из фильма «Последний наряд»
Канны рукоплескали Николсону в 1974-м за роль в дорожной драме «Последний наряд». Фильм принес актеру также номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». Роль морского офицера Бадасски Николсон называл лучшей в своей карьере.
5. ЖурналистДжек Николсон в фильме Микеланджело Антониони «Профессия\: Репортер»
Важнейшие фильмы в карьере Николсона выходят в 1975-м: за «Пролетая над гнездом кукушки» он получит «Оскар» и любовь интеллектуалов и киноманов, за «Профессию: репортер» Микеланджело Антониони — только любовь. Итальянский классик в это время увлекся Америкой, хиппи-тематикой и музыкой Pink Floyd. Снятая частично в павильонах, частично в Сахаре «Профессия: репортер» стала завершающим фильмом англоязычной трилогии Антониони для Metro-Goldwyn-Mayer. Премьера также прошла в Каннах, но жюри фестиваля оставило фильм без наград.
Антониони так объяснял свой выбор Николсона на главную роль: «В его стальном и непроницаемом взгляде вдруг может молнией сверкнуть безрассудство. В глазах зажигаются дьявольские сполохи».
По воспоминаниям Николсона, он стал первым за 25 лет актером, который сумел поладить с требовательным режиссером: «Вероятно, оттого, что я сыграл именно так, как он этого хотел».
Видео дня. Что стало с главными актерами сериала «Кухня»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео