Войти в почту

Украинцы восприняли «Нелюбовь» Звягинцева на свой счет

Украинские зрители накинулись на продюсера нового фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь» Александра Роднянского. По их мнению, фильм создает у европейских зрителей неверное впечатление об Украине и ее действиях на Донбассе. Картина Звягинцева «Нелюбовь» открыла 70-й кинофестиваль в Каннах. Показ окончился длительными овациями публики, сообщали СМИ. Но это не говорит о том, что фильм был воспринят всеми зрителями однозначно. Впрочем, для картин создателя «Левиафана» это нормально. В основу картину легла семейная драма: супруги пришли к выводу, что никогда не любили друг друга и решили развестись. В череде скандалов, взаимных упреков и дележки квадратных метров они не замечают единственного, что их объединяет — 12-летнего сына Алешу. В итоге одним декабрьским утром мальчик решает сбежать из дома… Некоторые зрители сочли семейную историю, показанную Звягинцевым, символическим выражением того, что происходит в России, да и во всем мире. Особое внимание русскоязычной публики привлекают мелькающие слова дикторов и телеведущих в квартирах главных героев. Среди прочих, там появляется и Дмитрий Киселев с программой, посвященной ситуации на Донбассе. Это-то и обеспокоило украинскую аудиторию. Это разворачивает фильм в неожиданную сторону и неизбежно вызывает серьезный вопрос — не примет ли иностранная аудитория его слова за чистую монету? задается вопросом обозреватель украинского интернет-проекта Buro 24/7 Алексей Тарасов. По мнению автора статьи, знающие контекст украинские зрители воспримут Киселева «как и полагается» — как пропагандиста, вещающего о «распятых младенцах». Однако западный зритель может не знать этих тонкостей, отмечается в статье. В соцсетях Тарасов поясняет своим подписчикам: «…Лично видел западных критиков, которые сочувственно охали на словах Кисилева» (стиль и орфография автора сохранены). Критик резюмирует: публика смотрит фильм о «душераздирающем безразличии», которое приводит к трагедии, видит героев, которым все равно, а в итоге — «последнее, что она выносит из зала, — слова диктора о деморализованной украинской армии и белых батонах хлеба среди разорванных снарядами тел». По всему, «Нелюбовь» Звягинцева представляет собой фильм о нелюбви к Украине, заключает он. По его мнению, если Звягинцев еще мог допустить такое простодушие, то выходец из Украины Александр Роднянский — вряд ли. Простые украинцы также увидели в этом своеобразное «предательство» от автор «Левиафана», который им особенно полюбилсяза создание «темного образа» России. Нечто подобное увидела в картине «Нелюбовь» обозреватель «Новой газеты» Лариса Малюкова. По ее мнению, картина также переходит от частного к общему, демонстрируя через разрушение семьи более глобальные процессы: «Развод — война местного значения с жертвами, манипуляциями и спецоперациями». Ответ авторов Создатели картины утверждают, что не закладывали в нее политических подтекстов. «Да, „Нелюбовь“ — глубоко укорененная в обстоятельствах российской жизни картина. Она бескомпромиссна, как всегда у Андрея, но в ней нет ничего очерняющего, ничего такого, что могло бы возбудить политические страсти», — сказал в комментарии «Собеседнику» Александр Роднянский. Андрей Звягинцев ему вторит: «Моя глубокая убежденность в том, что если отбросить шоры пропагандистского взгляда на вещи, можно понять, что в этом нет никакой пропаганды», — цитирует режиссера РИА Новости. Поговорили они и с украинским критиком, увидевшим предательство Украины в новой картине Звягинцева. Это произошло на пресс-конференции в Каннах. По словам Роднянского, сходство с жизнью героев картины «Нелюбовь» можно найти как в России, так и на Украине, и дело вообще не в политике. «А если смотреть на мир с вашей ограниченной и, скажем так, политически корректной позиции, то из этого ничего не выйдет. Звягинцев известен тем, что он против узкого взгляда на вещи. Поэтому все его фильмы о людях, а не о политиках», — добавил он, обращаясь к Алексею Тарасову. «Это не политический контекст, это, скорее, какой-то метафизический страшный наш удел, которому мы сейчас являемся свидетелями. И участниками», — отметил в ходе той же пресс-конференции Андрей Звягинцев.