Войти в почту

Краткая история «пристойной» порнографии: 2000-е

«Интим» (Франция — Великобритания — Германия — Испания, 2001) Каждую среду мужчина встречается с женщиной. Они занимаются сексом, не задавая друг другу лишних вопросов: без имён, без каких-либо подробностей личной жизни. Быстро, анонимно, откровенно. Фрагмент из фильма «Интим» Заведомо скандальный фильм Патриса Шеро получил на Берлинском кинофестивале не только приз за лучшую женскую роль («За это самое», — как сказали тогда многие недоброжелатели Керри Фокс), но и самую главную награду — «Золотого медведя». Так «порнография» в кино вновь была легализована на высочайшем уровне. Хотя, конечно, уже только рекламный слоган — «Секс как лекарство от одиночества» — подсказывает нам, что это всё же не совсем «порно», а история двух людей, «потерявшихся» в этом мире, глубоко интимная драма о самом сокровенном. И «неудобные» эпизоды были нужны режиссёру в первую очередь для того, чтобы разрушить невидимый барьер между героями и зрительным залом: актёры ведут себя так, будто и нет на свете никого больше, что работает — пусть и шоковым образом — на соответствующее восприятие. Кстати, главную мужскую роль играет здесь Марк Райлэнс, по-настоящему прославившийся много позже совсем иными ролями. «Пианистка» (Австрия — Франция — Германия, 2001) Профессор Венской консерватории Эрика Кохут вступает в полную противоречий связь с молодым музыкантом Вальтером — но тот ошарашен приоткрывшейся бездной её изувеченной души… Ролик фильма «Пианистка» Спустя всего три месяца после Шеро свой удар по общественной морали нанёс Михаэль Ханеке — и вышло в какой-то мере даже мощнее. Причём Изабель Юппер здесь даже не обнажается — но то, как ведёт себя её героиня и что она делает, не только поразило, но и разгневало консервативную публику, что лишний раз доказало: порой намёк работает куда сильнее прямой демонстрации. И вопрос, что именно Эрика делает с бритвой, запираясь в ванной, до сих пор занимает по-настоящему пытливые умы. Главную Каннскую награду эта экзистенциональная драма с элементами садо-мазо всё же не выиграла, но заработала (что необычайная редкость для фестиваля) целых три официальных приза: Гран-При, за женскую роль и за мужскую (Бенуа Мажимель). А писательница Эльфрида Елинек совсем скоро получила Нобелевскую премию, что окончательно поставило точку в споре, порнуха это или искусство. «Люсия и секс» (Испания — Франция, 2001) Очаровательная Люсия после гибели любимого уединяется на столь же очаровательном острове посреди Средиземного моря, вспоминая былые соития… Фрагмент из фильма «Люсия и секс» У режиссёра Хулио Медема всегда были особые отношения не только с сексом, но и с метафизикой — что поначалу сделало ему репутацию серьёзного автора, ищущего в Страсти ответы на вопросы Бытия. Однако с годами что-то пошло не так, и уже «Комната в Риме» (2009) показала, что некогда каннский любимец превратился в банального эротомана. Но «Люсия и секс» — творческая вершина Медема, вместившая в себя все его любимые мотивы, пронизанные сексом размышления и о Любви, и о Жизни, жаркие, возбуждающие — и вместе с тем несущие в себе нечто большее, чем попросту похоть. Хотя главные роли сыграли здесь испанские актрисы Пас Вега и Найва Нимри, самые развратные, пожалуй, сцены достались знойной Елене Анайе — которая в свои 25 выглядела настолько юно, что больше пятнадцати ей было ну никак не дать (что, кстати, добавило скандала). «Мечтатели» (Великобритания — Франция — Италия, 2003) Молодая троица — Изабель, Тео и Мэтью, брат с сестрой да их новый знакомый, американец — переживают собственную сексуальную революцию на волне студенческих протестов, охвативших французскую столицу весной 1968-го года. Трейлер фильма «Мечтатели» Последний шедевр (не фильм, а именно крупная работа) Бернардо Бертолуччи, в котором тот вновь возвращается в Париж, предаваясь высокохудожественному разврату. Не просто оголившаяся, но позволившая много больше Ева Грин вытянула с этой ролью золотой билет в Голливуд, сыгравший её брата Луи Гаррель к сегодняшнему дню стал уже молодой иконой во Франции, в целом неплохо всё складывается и у Майкла Питта. Так что когда «порно» снимают те, кто действительно разбирается в этом вопросе, «возмутительные» сцены уже не страшны: свою репутацию вполне можно не только сохранить, но и упрочить, искренне провозглашая: всё — во имя Искусства! «Бурый кролик» (США — Япония, 2003) Депрессивный мотоциклист путешествует по Америке, вспоминая свою любимую, общаясь с новыми женщинами. Трейлер фильма «Бурый кролик» Картина неочевидных художественных достоинств (хотя французские критики и включили её в список лучших работ своего года), вошедшая в наш топ по одной-единственной причине. Вы можете не видеть этого фильма, можете не знать, кто такой Винсент Галло, но если вас интересует всё, так или иначе связанное с порнографией в Большом кино, вы не сможете пройти мимо того факта, что Хлоя Севиньи (актриса из «Деток», к тому времени уже отмеченная номинацией на «Оскар») в финальной сцене сделала своему коллеге (заодно — режиссёру этой минималистической ленты) самый что ни на есть настоящий… Короче, именно для этого, наверное, и становятся режиссёрами. «9 песен» (Великобритания, 2004) Мэтт и Лиза встречаются на рок-концерте — и продолжают ходить на подобные мероприятия уже вместе, в перерывах предаваясь, естественно, горячим любовным утехам. Трейлер фильма «9 песен» Завоевав в 2003-м году «Золотого медведя» за драму о проблемах беженцев («В этом мире»), режиссёр Майкл Уинтерботтом ушёл в отрыв — и как, можно сказать, состоявшийся классик представил киноманам-интеллектуалам фильм, в котором нет ровным счётом ничего, кроме постельных сцен и рок-песен. Импровизационные диалоги призваны словно бы подчеркнуть лаконичность задачи: если молодые только и делают, что слушают музыку и трахаются, то вот вам — идеальный фильм о современной молодёжи. Получилось, правда, необыкновенно занудно: неожиданно выяснилось, что даже на секс интереснее смотреть, когда он с сюжетом, а когда просто так — мы и сами неплохо справляемся. Если это и было целью творческого эксперимента, то тогда его можно счесть удавшимся; а так — это просто кино с обнажёнными и ничего не стесняющимися артистами. Тоже, впрочем, своего рода достижение. «Капризное облако» (Тайвань — Франция, 2005) Снимающийся в порно молодой человек встречается с чистой и мечтающей о высоком девушкой — но думают они не о любви, а о том, как спастись от невыносимой жары, сопряжённой с острой нехваткой живительной влаги… Фрагмент из фильма «Капризное облако» Азиатский провокатор Цай Минлян скрещивает порно с … мюзиклом, используя в качестве основной визуальной секс-метафоры арбузы — воистину это кино, от которого у многих волосы дыбом встанут. Но без него в нашем списке культурных «порно-шедевров» не обойтись: отмеченный берлинскими призами фильм показал, что фантазии сексу отнюдь не помеха. «Битва на небесах» (Мексика — Бельгия — Франция — Германия — Нидерланды, 2005) Похотливая дочка генерала отдаётся вставшему на преступный путь шофёру. Ролик фильма «Битва на небесах» Психологическая драма Карлоса Рейгадаса, в которой секс — со всеми его подробностями — представлен не только как спасение от изнуряющего одиночества, но и как способ исповедаться в самом страшном грехе — куда как более страшном, нежели прелюбодеяние. Мексиканский режиссёр (лауреат, между прочим, Каннского кинофестиваля) и в других своих картинах разрабатывает связь психологических травм с телесным наслаждением, но тем, кто будет искать в его фильмах исключительно «клубничку», придётся несладко: Рейгадас шокирует не только откровенными сценами, но и жестокими. «Леди Чаттерлей» (Франция — Бельгия, 2006) Став на войне инвалидом, муж позволяет своей пышущей молодостью супруге завести любовника — и та начинает встречаться с замкнутым и угрюмым лесничим… Ролик фильма «Леди Чаттерлей» Скандальный роман Дэвида Герберта Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей» выдержал порядка десяти экранизаций — в 1981-м году, например, свою версию представили создатели легендарной «Эммануэль» Сильвия Кристель и режиссёр Жюст Жакен. Картине Паскаль Ферран, можно сказать, повезло больше прочих, о чём свидетельствуют пять премий «Сезар» — в том числе за лучший фильм года и за лучшую женскую роль (Марина Хэндс). Возможно, тут сказалось сознательное исключение из названия слова «любовник»: на сей раз автора ленты интересует не интимная связь сама по себе, а женская душа, трепетная и живая. Хотя с эротикой, конечно, здесь тоже всё очень даже хорошо: долгая-предолгая прелюдия (лишь усиливающая напряжение) взрывается в определённый момент такой свободой, что любо-дорого посмотреть. «Антихрист» (Дания — Германия — Франция — Швеция — Италия — Польша, 2009) Муж с женой пытаются примириться с гибелью двухлетнего сына, выпавшего из окна, пока они занимались любовью. Трейлер фильма «Антихрист» Датский мэтр Ларс фон Триер разрабатывает запретную тему глубже и последовательнее остальных. Если не считать «банальных» эротических сцен в других его фильмах, в контексте нашего исследования нельзя пропустить ни «Идиотов» с их порно-вставкой, ни «Нимфоманку», где вставками выглядят уже все остальные эпизоды. И, конечно, не обойтись без «Антихриста» — начинающегося эстетизированной сценой смертельного оргазма, продолжающегося расхаживающей голышом Шарлоттой Генсбур (награда лучшей актрисе Каннского фестиваля) и завершающегося незабываемым (прям до дрожи) крупным планом отрезаемого ножницами клитора. Грубо говоря, порнография перестала быть смешной после этого фильма.