Ещё
Стриптизерши
Стриптизерши
Триллер
Купить билет
Аладдин
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Одесса
Одесса
Ромком
Купить билет
Щегол
Щегол
Драма
Купить билет
Комната желаний
Комната желаний
Детектив, Фантастика, Драма
Купить билет
Битва
Битва
Драма
Купить билет
Yesterday
Yesterday
Фэнтези, Комедия, Музыкальный
Купить билет
Рэмбо: Последняя кровь
Рэмбо: Последняя кровь
Боевик, Приключение, Триллер
Купить билет
Королевские каникулы
Королевские каникулы
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Я иду искать
Я иду искать
Детектив, Триллер, Ужасы
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Дорогой папа
Дорогой папа
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Пункт назначения: Смайл
Пункт назначения: Смайл
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Между нами музыка
Между нами музыка
Мелодрама, Музыкальный
Купить билет
Зеровилль
Зеровилль
Трагикомедия
Купить билет
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Мультфильм
Купить билет
Побег из джунглей
Побег из джунглей
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Промар
Промар
Мультфильм, Приключение, Фантастика
Купить билет

«Любая ошибка — это путь» 

Режиссер Владимир Котт объяснил Егору Москвитину, почему не любит катарсис в кино Одна из главных премьер завершившегося Московского кинофестиваля — фильм , получивший приз зрительских симпатий ММКФ, — был снят без государственной поддержки. О том, чья поддержка сейчас важнее, «Огонек» поговорил с режиссером фильма прямо во время премьеры картины «Карп отмороженный» — самый зрительский, нежный и смешной из фильмов Владимира Котта. Героиня , школьная учительница из маленького, спившегося и почти вымершего городка, узнает, что скоро умрет. Герою , успешному предпринимателю и коуч-тренеру из мегаполиса, до старухи-матери, кажется, нет дела. На самом деле, конечно, есть: просто, кроме расстояния, их разделяет давняя обида. Поэтому героиня решает заняться своими похоронами сама и при помощи соседки (блистательной ) и патологоанатома (трогательное камео ) делает Кафку былью: заранее получает свидетельство о смерти и таскает по городу подготовленный гроб на тележке. Ах да, еще в фильме есть карп: большая и странная рыба, которая все время молчит, но умеет влиять на судьбы людей. От многих из конкурсных фильмов ММКФ, да и «Кинотавра» с Канном, «Карп отмороженный» отличается удивительным чувством такта. Это вполне себе «Возвращение блудного сына» — но без заламывания рук. Это портрет умирающей деревни — но без роковых симфоний «Левиафана». Это социальное кино — но без обвинительных заключений. По интонации фильм очень близок к «Насте» — первой постсоветской работе . Та же завороженность актрисами, тот же магический реализм, тот же парадоксальный юмор. — У вас в одной из главных ролей, если можно так выразиться, снялся живой карп. Если размышлять о русской мифологии, щука у нас более популярна: «По щучьему велению…», она появляется, кстати, и в недавней премьере «Кинотавра» — фильме . Почему карп, а не щука?.. — Интересный вопрос. Я действительно думал об этом и сам, и другие мне предлагали, а почему бы не сделать «Щуку». Но как только появлялась щука, сразу возникало ощущение сказочности происходящего. А мне это не совсем подходило. Это первое. Второе: карп — это одна из немногих наших рыб, которые плывут против течения. Для нас была очень важна именно такая метафора — вот это ощущение, что рыба покидает «зону комфорта» и плывет против течения. Это мне показалось важнее, чем щука, которая где-то прячется на дне в поисках какой-то пищи. — «Карп отмороженный» — это первая ваша работа по чужому сценарию. Чем так увлекла вас повесть ? Какой-то камерностью или, напротив, в ней есть социальное высказывание? — В нашем фильме никакого социального месседжа нет. Это история о личном. По одной причине. У меня мама, как и героиня фильма, тоже работала учительницей в школе. И я соскучился. По таким простым историям. И да, мне кажется, что любая история, если она не задевает, бессмысленна. За деньги работать не надо — счастья они не приносят. — Давайте поговорим об актерах. Тяжело было в кадре заставить Алису Фрейндлих ругаться? И вот эти огромные квадратные очки у Марины Нееловой — это, случаем, не сознательная отсылка к персонажам советских мультфильмов, скажем, к Слонику из «38 попугаев»? Такая ностальгическая оптика доброты? — У нас ведь немножко театральная задумывалась история, поэтому мне хотелось утрировать всю ситуацию. Очки, честно вам скажу, понадобились, чтобы увеличить глаза Нееловой. В очках с диоптриями она сразу стала выглядеть по-другому, у нее появился взгляд мышки. А Алиса Бруновна — она буквально рвалась в бой, ей хотелось материться. Но я говорил: не дадут прокатного удостоверения, не надо, давайте немножко попроще. Для них обеих в этом была актерская радость — играть другого человека, не таких героев, которых они привыкли. Но у нас при этом не боевик и не сериал, где зритель непрерывно решает какой-то кроссворд и поглощен сюжетом, а не смыслом. Чтобы поглощать смысл, нужны паузы. Остановки нужны. В этом тоже была задача — сделать кино с паузами. — Этот фильм — не только о судьбе стариков, но и о выборе молодых. Как вам кажется, герой Евгения Миронова совершил ошибку, уехав из этого городка и оставив свою любовь, или нет? Что вы хотите сказать своим фильмом молодым и амбициозным ребятам из глубинки?.. — Любая ошибка — это путь. Если бы герой не совершил эту ошибку, он бы не вырос. И более того, он не без оснований винит в этой ошибке свою мать, ведь это она его отправила в большой город. Она фактически выкинула сына из этого ветхого Сясьстроя, где у него была первая любовь — мать фактически запретила ему жениться. Но внутри он понимает, что мама была права. Он достиг многого именно потому, что собственная мама отказалась от него в нужный момент. — Кстати о Миронове. Сцена, где его герой окунается в воду, напоминает о «Мусульманине», а дома — о «Космосе как предчувствии». Это случайное совпадение или все российское кино ходит буквально рядом? — Эти параллели не планировались, но они появились. Совпадения ведь всегда как чудо. Мы не знали, что в Сясьстрое снимался «Космос как предчувствие» . Нам об этом сказал сам Миронов. Он приехал, походил туда-сюда и сказал: «Я здесь уже был». Потом отправился еще куда-то, кто-то его узнал, наконец он вспомнил: «А мы тут снимали „Космос как предчувствие“». Мы этого не знали, но то, что произошло такое возвращение почти на 15 лет назад — это удивительно, конечно. — И какой вы смысл в этом чудесном совпадении увидели? Режиссеры любят такое… — У нас и вправду в процессе съемок происходило много чудес, вплоть до того, что даже карп выпрыгивал из корыта по команде режиссера «Начали!» А второе чудо в том, как у нас все совпало, как удалось свести графики всех артистов, которые у нас снимались, а ведь это почти невыполнимая задача. И, наконец, главное чудо — то, что сейчас в соседнем зале больше тысячи человек смотрят кино, которое я закончил снимать четыре месяца назад (беседа проходила во время премьеры «Карпа отмороженного» на ММКФ. — «О»). Вот оно смонтировано, вот оно сделано и вот оно готово — в это невозможно поверить, ведь обычно кино делается минимум 7-8 месяцев. И чудо, что мы здесь, на международном фестивале, потому что, на мой взгляд, это не авторское кино, а кино очень простое… — А почему, имея таких больших актеров и такой человечный сюжет, вашему фильму не удалось получить финансовую поддержку от государства после участия в целых трех питчингах? — Вы знаете, для меня государственное финансирование — это рулетка. Когда-то я обижался на отказы, когда-то я не понимал причин, а сейчас думаю, что так и должно быть. Для меня это не вопрос претензий и не вопрос политики. Ни один мой проект не получил господдержки, значит, так надо. — После вашего фильма хочется позвонить маме. Сейчас весь интернет в рекламе «Нелюбви», и там есть цитата режиссера Звягинцева: «Я хочу, чтобы вы обняли своих близких». Это совпадение наталкивает на вопрос: в какой катарсис для зрителя вы верите больше? В тот, который вызван тяжелыми чувствами, или в тот, который вызван светлыми? — А я в принципе не люблю катарсис в кино. Катарсис связан с внешним давлением, агрессией. Я же, напротив, люблю, чтобы переживание шло изнутри, через нас. В моих фильмах, надеюсь, оно идет через чувство ностальгии. Мне хочется, чтобы слезы были трогательные, а не от ненависти. И чтобы зритель уходил не подавленный, а просветленный. Чтобы на него воздействовал не страх, а добрая память. — У вас в кадре удивительная северная натура — строгая и в то же время красивая. Тяжело ли было найти поселок вроде Сясьстроя в центральной части России или у нас такие явления повсеместны? — Непросто, потому что в отличие от многих деревень и городов там совсем нет новостроек — никаких. Жизнь замерла. Дома замерли. Город замер. А ведь это рабочий поселок, построенный в 1930-е годы. Город молодых, в котором теперь практически нет молодежи. Одни старики. Это именно то, что я искал и нашел. И даже кладбище в Сясьстрое удивительное, оно находится в лесу среди вековых сосен. Листва там не загораживает могилы, и было ощущение, будто мы попали в тропический бамбуковый лес. — Другой ваш коллега, режиссер , недавно повторил слова уже упомянутого : в русском кино сейчас нет счастливых финалов, потому что зрители его «не заслужили и не доросли». А вы как считаете, мы все же заслуживаем счастливый финал?.. — Мне кажется, что зритель заслуживает утешения. Даже самый жесткий человек нуждается в чьем-то сердце — в другом человеке, который согреет его. Людей меняет теплота, а не холод. Мне кажется, что как раз мой финал — самый счастливый. Сын вернулся к маме, и она пусть и ушла (смертельной диагноз героине ставят в первую минуту фильма. — «О»), но ушла счастливой. Это гораздо важнее, чем если бы она осталась несчастной. И ее сын начал чувствовать что-то иначе. Он кое-что понял, вернулся к чему-то важному. — У нас в социальном кино преобладают два подхода к описанию проблем общества. С одной стороны, «Нелюбовь», с другой — «Аритмия» и ваш «Карп отмороженный». Как думаете, какой язык сейчас важнее в разговоре кино и зрителя в России? — Любовь. Беседовал Егор Москвитин
Кем была Зина из «Диалога у телевизора»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео