Войти в почту

Чайковский-оркестр. Первые концерты

С момента открытия Летней оркестровой академии прошло семь дней, и мы продолжаем следить за развитием событий. Сказать по правде, мне с трудом верилось, что добротный музыкальный коллектив может сложиться так скоро. Тем не менее, факт — налицо! Не успели мы и глазом моргнуть, а Чайковский-оркестр уже представил на суд слушателей оригинальную музыкальную программу. 8 июля артисты выступили на региональном Форуме филармонических собраний в Алапаевске, а 9 числа те же произведения звучали уже со сцены Свердловской филармонии. Публика услышала первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского, седьмую симфонию Л.В. Бетховена, а также одно из сочинений Арво Пярта. Уже вижу, как многие меломаны улыбаются и недоумевают – что же здесь оригинального? На первый взгляд, единственное сочинение, которое может привлечь внимание любителей не избитой классики – пьеса эстонского композитора «Сумма». Почему выбор пал именно на музыку, так называемого, «сакрального минимализма»? Этот вопрос для меня остался открытым. В любом случае, неоспоримый плюс такого решения – образовательный эффект. Думаю, большинство слушателей не страшится открытия новых музыкальных горизонтов. Произведения П.И. Чайковского и Л.В. Бетховена, напротив, одни из самых исполняемых и популярных в мире. Тем не менее, программа интересна попыткой охватить несколько периодов развития академической музыки, попыткой сопоставить известнейшие произведения русского и немецкого композиторов. Определенную эксклюзивность она приобрела и за счет работы оркестра с одним из лучших интерпретаторов венской классики, дирижером Бруно Вайлем. «Поразило его знание произведений Л.В. Бетховена, его интерпретация всех артикуляций, всех технических моментов сочинения», — говорит о маэстро гобоистка Сара Джулия Клиннерт. Артисты Уральского молодежного симфонического оркестра отметили, что манера работы немецкого дирижера кардинально отличается от подхода маэстро Энхэ. Бруно Вайль указывает на нюансы, которые русским музыкантам неизвестны. Ведь у немецких артистов своя культура, свои традиции в исполнении музыки. Естественно, что произведения Л.В. Бетховена в Екатеринбурге ощущают и исполняют совершенно по-другому, нежели на родине композитора. Не смотря на это, Бруно Вайль доверяет русским артистам, рассчитывая на их профессионализм. Сам маэстро комментирует работу с оркестром так: «Я дирижировал уже многими молодежными коллективами и на данный момент Чайковский-оркестр — лучший из них! Я ошеломлен уровнем музыкантов и качеством исполнения произведений». Бруно Вайль отметил, что в работе с молодежью есть свои плюсы. Люди играют с еще нерастраченной силой, гораздо больше вкладывают в произведение, отдаются этому занятию целиком. Но, вместе с тем, артисты становятся старше и постепенно покидают коллектив. Постоянно приходится думать о подрастающем поколении. Кроме дирижера с интернациональным коллективом работал и пианист Алексей Петров. Исполнение первого концерта П.И. Чайковского публикой было оценено по достоинству. А что сам солист думает о состоявшемся сотрудничестве? «Ребята прекрасно играют, чувствуется огромный потенциал! Людям, работающим вместе много лет, бывает тяжело отказываться от предубеждений, каких-то приемов игры, привычных темпов. У оркестра, который только что создан, еще нет никаких штампов и стандартов. Молодые люди всегда открыты для чего-то нового,- говорит Алексей. –Есть разные варианты нашего взаимодействия. В какой-то момент произведения нужно быть «вместе с оркестром», в какой-то момент дать оркестру импульс. Это трудно предугадать, это всегда решается на сцене. Думаю, нашей основной задачей было воссоздать произведение так, чтобы люди почувствовали контакт с музыкой». Алексей Петров стал для музыкантов оркестра примером того, насколько сильно влияет обучение у специалистов другой школы. Пианист в течение трех лет совершенствовал мастерство в Берлине, и это наложило свой отпечаток. «В манере игры Алексея ощущается немецкая школа, западное влияние, — говорит альтистка Юлия Конева. – Во-первых, очень четкое исполнение мелких длительностей. В целом все более прибрано и не так вычурно, как мы привыкли. В России первый концерт П.И. Чайковского исполняют более душевно, более размашисто». Сам Алексей считает, что очень важно впитывать разную культуру и ментальность. Узнавать другие варианты прочтения музыки. Наверно, в этом и заключается главная цель Летней оркестровой академии… Отмечу, что задачи крупного международного музыкального проекта более подробно обсуждали во время дискуссии, которая состоялась 6 июля в пресс-центре Уральского Федерального Университета. Инициатором этой встречи стал партнер Свердловской филармонии по проведению оркестровой академии — немецкое агентство RCCR Projects GmbH и его директор Татьяна Рексрот. В разговоре приняли участие педагоги академии, артисты новоиспеченного коллектива, студенты и первые лица УрФУ. По мнению собравшихся, объединенный оркестр может служить моделью творческого взаимодействия, способствовать укреплению взаимного интереса и отношений двух стран – Германии и России. А генеральный консул ФРГ Штефан Кайль озвучил мысль о том, что классическое искусство сближает и музыка является самым доступным интернациональным языком. Кажется, оркестранты прекрасно это понимают и продолжают неутомимо репетировать. 12 июля им предстоит еще один экзамен – выступление с японской пианисткой Момо Кодама. Ждем! Играет Чайковский-оркестр (фото-Георгий Мамарин)

Чайковский-оркестр. Первые концерты
© Уральский меридиан