Ещё
Игра
Триллер
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Люди в черном: Интернэшнл
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Унесённые призраками
Мультфильм, Приключение, Аниме
Купить билет
Люди Икс: Тёмный феникс
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Ма
Триллер, Ужасы
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Годзилла 2: Король монстров
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Гори, гори ясно
Фантастика, Ужасы, Драма
Купить билет
Боль и слава
Драма
Купить билет
Рокетмен
Биография, Драма, Музыкальный
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Донбасс. Окраина
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Обитель страха
Вестерн, Ужасы
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Куриоса
Исторический, Мелодрама
Купить билет
В метре друг от друга
Мелодрама
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет

В Петербурге на фестивале «Звезды белых ночей» уровень задают певцы 

Фото: Ведомости
В этом году в программе фестиваля почти не было приглашенных оркестров и на удивление мало громких дирижерских имен. Пожалуй, только Неэме Ярви, мастодонт старой школы, приехал в Петербург после долгого перерыва, решив отметить здесь 80-летие. И впервые выступил в Концертном зале с Эстонским симфоническим оркестром, выбрав для петербургского концерта самых любимых своих авторов — Эдуарда Тубина и Яна Сибелиуса.
Дирижировал Ярви захватывающе и вместе с тем очень просто. Юношеский азарт, мастерство и пылкий темперамент маэстро сохранил и даже преумножил с годами. Но что более всего восхищает в старшем Ярви — так это его бесподобное умение непринужденно обращаться с оркестром. Громадная стоголовая махина послушно и пластично следует за мельчайшим движением не то что руки — мизинца и даже брови маэстро. Дирижирует Ярви экономно, не напрягаясь, — а оркестр играет так, будто его подстегнули тысячью плетей. Эстонский оркестр к петербургским гастролям готовился, видимо, очень тщательно: продемонстрировал хорошую техническую форму, богатое, объемное и плотное звучание, корректное, четко артикулированное произнесение каждой ноты и фразы, отменное чувство стиля.
Однако этот концерт стал скорее исключением из правила: основную нагрузку на фестивале вынес доблестный Мариинский оркестр, за пульт которого в течение полутора месяцев ежедневно, а то и по два-три раза в день становился Валерий Гергиев.
Концерты и спектакли шли non stop на трех сценах. Из солистов отметим Даниила Трифонова, сыгравшего на открытии фестиваля Концерт для фортепиано с оркестром собственного сочинения. Музыка концерта представляла собою сплав из Рахманинова и Чайковского со спорадическими вкраплениями Стравинского и странноватой, неприятно режущей ухо аккордовой грязцой, которая заставила задуматься о специфическом слышании Трифонова-композитора.
Вновь выступил на фестивале британский пианист Кристиан Блэкшоу с сольной программой, составленной из романтиков. В день 125-летия Стравинского на Гала-концерте во всегдашней напористо-маскулинной манере сыграл Скрипичный концерт Стравинского Павел Милюков.
Однако в этом году ставку сделали не на именитых инструменталистов, а на звездные голоса. Анна Нетребко явилась в титульной партии в главной фестивальной премьере — «Адриане Лекуврер», и это стало сенсацией «Звезд» («Ведомости» писали о спектакле 23.06.2017). Пласидо Доминго отлично спел Макбета, а в концертном исполнении «Тристана» вновь покорил бездонной глубиной и бархатной мягкостью голоса Рене Папе в партии Короля Марка.
Эва-Мария Вестбрук, одно из лучших сопрано нашего времени, вышла в старом спектакле Молостовой/Цыпина в партии Катерины Измайловой — и тот преобразился. Задышал, наполнился драматической силой и болью; оказалось, что постановка оперы Шостаковича и сегодня смотрится актуально. Гротескно-комическая сцена с Нигилистом в полицейском участке будто с наших дней списана.
Удачно дебютировала в партии Елизаветы Валуа в «Доне Карлосе» Татьяна Сержан. Шумные овации заслуженно срывали Алексей Марков в партии Ди Луны в «Трубадуре», Сергей Скороходов, эталонно спевший арию Макдуфа в «Макбете», и Михаил Петренко — Банко.
Но королевой мариинского фестиваля по праву стала Екатерина Семенчук. Ее неистовая Азучена в «Трубадуре», властная Герцогиня Буйонская в «Адриане Лекуврер», Принцесса Эболи в «Доне Карлосе», Далила, Амнерис в «Аиде» и в особенности Леди Макбет в опере Верди «Макбет», где она расширила границы своего меццо до полноценного драмсопрано, — каждая из этих партий стала событием.
Много было концертных исполнений опер — в том числе полузабытых или вовсе неизвестных. Впервые после 1915 г. в Петербурге исполнили монументальную хоровую «Орестею» Сергея Танеева — впрочем, крайне неудачно. За пультом стоял Леон Ботстайн, президент американского Бард-колледжа, музыковед, но, как показала практика, ни разу не дирижер. К тому же эта опера с несчастливой сценической судьбой, на наш взгляд, сильно переоценена по части ее музыкальных достоинств. Общеизвестно, что Танеев — преданный ученик и старательный эпигон Чайковского; но то, что у Петра Ильича звучит свежо и пронзительно, у Танеева — схоластично и предсказуемо. Даже хоровое фугато написано как учебное задание.
Зато опера другого представителя московской композиторской школы — Александра Чайковского — «Король шахмат» оказалась весьма занятной как по музыке, так и по сюжету. Либретто основано на «Шахматной новелле» Стефана Цвейга, в центре действия — шахматный турнир с чемпионом мира Чентовичем, происходящий на лайнере, плывущем в Америку.
Опера начинается с шикарного, смачного оркестрового зачина: яркое тутти, богатырская мощь ревущей меди, щедрая до избыточности инструментовка, размашистый мелодический жест — Рихард Штраус отдыхает. Уже вторая тема вбрасывает лирическую струю; по всему диапазону прокатываются освежающие волны арфовых арпеджио. Пластически точно, картинно передано могучее движение вперед океанского лайнера, стальной грудью рассекающего волны.
Все партии — пять ведущих и пять второстепенных — исполняли солисты Академии молодых певцов Мариинского театра; в ансамбле особо отметим отличный баритон Дмитрия Гарбовского — Доктора и звонкое сопрано Екатерины Латышевой — Эрики.
Фестиваль продлится до конца июля и традиционно завершит петербургский театральный сезон. Сногсшибательных открытий в этом сезоне не случилось, но общий уровень исполнения на «Звездах» явно повысился. Все лучше играет гергиевский оркестр; духовые звучат гораздо четче и слаженнее, приближаясь по качеству к европейскому уровню. Особенно же порадовала оперная труппа театра, в которой сейчас найдется с добрый десяток голосов мирового уровня.
Санкт-Петербург
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео