Войти в почту

Увидев себя на экране, Гоголь хлопнул бы не одну рюмашку

В кинотеатре «Октябрь» прошла шумная премьера фильма «Гоголь. Начало», который выйдет в широкий прокат 31 августа. Ведьмы, русалки, утопленницы и прочие обитатели Диканьки встречаются лицом к лицу со своим создателем Николаем Васильевичем Гоголем. Молодой писарь по фамилии Гоголь из третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии Петербурга страдает припадками, в результате которых может общаться с представителями невидимого мира. Вместе с начальником, известным следователем Гуро, начинающий писатель едет на Полтавщину расследовать таинственные убийства девушек в деревне Диканьке. Несмотря на отсыл сразу к нескольким произведениям классика, фильм «Гоголь. Начало» оставляет противоречивые ощущения. Прежде всего потому, что он — не о начинающем писателе Гоголе, а о его безумии, не о великой русской литературе, а о творческом процессе как таковом. Квинтэссенцию посыла 28-летнего режиссера Егора Баранова лучше всего выражает ахматовская фраза «Когда б вы знали, из какого сора…» Этот «сор», словно из мешка, и валится на головы зрителей: смакуются разного рода фобии, видения и ночные писательские кошмары, приправленные щедро льющейся кровью. Как только перо молодого писаря касается бумаги, в его башке-камине не просто сгорает рукопись уже сожженного им «Ганца Кюхельгартена», а возникает видение обстоятельств очередного убийства. Писатель валится навзничь и ныряет в мир, где царит нечисть. Опытный священник сразу же поставил бы ему диагноз — одержимость бесами. Но изнемогающий Гоголь обращается за помощью не к батюшке, а к прагматичному Гуро, который не спешит сводить молодого человека со столичными докторами. А философски объясняет, что есть пути, приводящие их к расследованию убийств в Диканьке, а есть уводящие. И посему лечить будущего автора «Мертвых душ», который видит убийц во время припадков, нецелесообразно. Изобилующий бледными ликами утопленниц, этот фильм, не имеющий активной динамики, был бы однообразным и провальным, если бы не последовательное «впрыскивание» в сюжет знаковых артистов. Сначала на экране возникает Олег Меньшиков в роли ироничного, лишенного комплексов Гуро, наблюдать за которым — одно удовольствие, за что зрители прощают сценарные пробуксовки. К моменту, когда Гуро должен выйти из игры, на экране появляется герой Евгения Стычкина — карикатурный местный следователь-карьерист. Далее — малоузнаваемый в гриме Андрей Леонов в роли доктора, который «не верит ни в Бога, ни в черта». Четвертый бриллиант истории — Павел Деревянко в роли смеющегося над Гоголем Пушкина. Самого Гоголя играет харизматичный Александр Петров, хорошо известный по ролям в нашумевшем «Притяжении» и «Елках-3». К чести актера, он использует совсем иные, новые краски. Хотя, положа руку на сердце, увидь себя Николай Васильевич на экране в сем шедевре, жанр которого определить не возьмется ни один эксперт, от крепких выражений он вряд ли бы удержался. Несмотря на это, в фильме угадывается режиссерский потенциал Егора Баранова, способного рисковать. Если б рискнул сократить вполовину количество ведьм и утопленниц, могло бы получиться любопытное кино. Но не случилось. И глядя на то, как лихо расчленяет пилой труп очередной задушенной красавицы герой Меньшикова, так и хочется согласиться на его ироничное: «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?» Без рюмашки эту «фильму» осилить и вправду ну о-очень трудно. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Увидев себя на экране, Гоголь хлопнул бы не одну рюмашку
© Вечерняя Москва