Войти в почту

Бежит солдат, горит кизяк, все танцуют на ходу

«Лакумы по-чегемски» Северо-Осетинская и Кабардино-Балкарская студии телевидения, 1977 г. За сердце прекрасной Сатеней бьются одетый ковбоем коннозаводчик и застенчивый сыровар. Виды Кабардино-Балкарии, барашки-коняшки, горы-облака, любовь-лакумы. Фильм снят по мотивам рассказа О’Генри «Пимиентские блинчики», что само по себе смешно, как и всякий перенос чужеродного по сути материала на родную кавказскую почву. Есть девушка, есть соперники, только вместо блинчиков — лакумы. Прекрасная Сатеней приезжает в гости к дяде-балагуру-философу-киоскеру по имени Цаца. Она ходит в кепи, косичках и мини-юбке; лихо скачет верхом и имеет совершенно другие, отличные от оригинального сюжета планы на личную жизнь. Но влюбленные юноши ничего об этом не знают и стараются покорить невесту кто чем богат: у коннозаводчика есть портативный магнитофон с английскими песнями внутри, зато сыровар придумал новый рецепт сыра и пишет диссертацию на эту тему. Атмосферный фильм, в котором все неправда, но красиво. «Горская новелла» Северо-Осетинская и Чечено-Ингушская студия телефильмов, 1979 г. Любовь в горах с дружбой народов, ручным туром Цицо, уразой и мордобоем с «розочкой». Молодая учительница Светлана Смирнова приезжает в чеченский аул Мялхи-юрт. За ней немедленно начинают ухаживать разведенный учитель Бекхан, рассекающий на машине «Волга», и суровый лесничий Анзор верхом на коне. В фильме мы наблюдаем уморительную подготовку учителей к 1 сентября и даже мордобой, все как мы любим. Ну и, конечно, борьба с религиозными обычаями, торжество советской морали и директор школы — нравоучитель, без которого в те годы, не обходились подобные фильмы. Кино — агитка для молодых учительниц, отправляющихся по распределению в кавказскую глухомань. Я хорошо помню, как мы в детстве смотрели этот фильм в кинотеатре. И было понятно, что все в этом фильме от первого до последнего кадра — игра воображения. Начиная со сцены в автобусе, где блондинка в брюках и с одним чемоданом направляется в дружелюбную неизвестность, в которой тетки непринужденно подшучивают над почтенными бородатыми старцами. Но интрига сохраняется на протяжении всего фильма и общая картинка не вызывает неприятных чувств. «Чегери» Северо-Осетинское телевидение, 1980 г. История о том, как молодой ученый искал кукурузу, а нашел невесту. Кавказ — территория особая, и поэтому, если там снимают кино и это не драма с убийством, установлением советской власти и кровной местью, то это — комедия. В ней пляшут, едят, машут руками с браслетами и катаются на ишаках и грузовиках по горным дорогам, а сверху летают орлы. Так и в этой картине. У нас есть молодой ученый Самур. Его интересует только кукуруза, но родители нашли ему невесту в городе. Ради поисков семян уникального сорта герой готов бегать голышом от разъяренных джигитов, не обращать внимания на невесту и мучать зрителя долгими диалогами о сельском хозяйстве. «Пора красных яблок» Свердловская киностудия, 1981 г. Немного экзотики по роману дагестанского писателя Ахмедхана Абу-Бакара для советского кинематографа. Не только поющие грузины, но и другой Кавказ. У фильма модноый по тем временам жанр — социалистический мюзикл. Любовь с песнями, плясками, коллективной стиркой и влюбленными по имени Карабудай и Исида. Бедной девушке Исиде не повезло с поклонниками — у нее есть карикатурный официальный жених в красной кепке и карикатурный возлюбленный в беретике цвета беж. Официальный жених водит личный «Москвич» с надписью Dagestan, возлюбленный катается на колхозном грузовике. Вот и весь сюжет, а кто победит — и так ясно. Самое лучшее здесь, конечно же, — музыка Мурада Кажлаева. Главные партии отданы Ирине Понаровской и Леониду Серебренникову. «Рай под тенью сабель» «Тарки-фильм», 1992 г. Фильм о героическом прошлом, из которого следует, что имам Шамиль разделял взгляды декабристов и желал отмены крепостного права. Дагестан, 1834 год (орлы, речка, возвышенная музыка). Горцы скачут. «Окружить!» — командует русский генерал. Солдаты тащат фанерные пушки и «окружают». Горцы прячутся в ничейной башне. Там горит огонь и висит котелок. Солдаты сплошь косые, зато дагестанцы одной пулей бьют по четыре штуки идеологического противника. Философствуют все — в Дагестане воздух такой, там это и сейчас обычное дело: любой таксист вам завернет про эсхатологию и трансценденцию. Русский солдат вдруг, неожиданно: «Господи! Зачем убивать друг друга?» Русский генерал вдруг, неожиданно: «Какой бог дал им такую стойкость?» Шамиль, естественно: «Из этой башни мы уйдем в рай!» Гази-Магомед — Шамилю: «Рабство бессмертно. Только им не говори!» Шамиль — Гази-Магомеду: «Это слабость!» (Орлы, возвышенная музыка, пушки деликатно молчат, пока звучат афоризмы) Русский генерал: «Голубчик, принеси мне груш!» Солдаты плотно облепили башню. (Орлы, дым, выстрелы, возвышенная музыка) Русский генерал: «Шамиль — это не просто птица. Шамиль — это орел!» Другой русский генерал: «Этот так называемый дикий горец разделяет взгляды декабристов. Помышляет об отмене крепостного права!» Каранайский: «Все людские страдания от тебя, сатрап!» Плохо, когда патриот побеждает режиссера и автора сценария. Бонус. В той сцене, где героические горцы стреляют из башни по косым солдатам — назойливо торчат ноги убиенного статиста в джинсах и туфлях. «Ч/Б» RSS Production, 2014 г. Мистерия-буфф с украденным ослом, сейфом, крыльями ангела на спине и фальшивящим всю дорогу актером Маковецким. Дагестанец Нурик и недагестанец Ярослав выясняют отношения в полупараллельной реальности. Ярослав, как можно догадаться, кавказцев не очень любит. А у мелкоуголовного характера Нурика другие проблемы. Этот Ярослав этого Нурика тогось, так вышло. На сороковой минуте фильма этот непреложный факт обрушивается на Нурика со страшной силой. «Все люди — братья!» — это очень соблазнительный лозунг. Под такой сценарий всегда можно найти денег. А чтобы сюжет не провисал — можно немножко поиграться с архетипом дороги. В пути всегда что-нибудь да произойдет — вон полицейские из провинции играют в мафию. Вон солдаты скрали транспорт, а потом простые люди скрали вещи героев. В середине фильма объявляется осел, а потом появляется добрый кавказский дедушка с накрытыми столом и «мудростью». Половину фильма все лениво хамят друг другу, а в конце немного индийского кино. В 1990 году в Голливуде сняли фильм о том, как разные во всех смыслах люди вынуждены сосуществовать вместе и даже проникаются симпатией друг к другу. Фильм этот называется «Состояние сердца», но, видимо, сценаристы «Ч/Б» тогда были маленькие. Конечно, тема «Как нам, разным таким, ужиться на территории 1/6 суши» — непростая. Но можно ведь иногда смотреть, как решают задачу другие люди. Иначе получается вот такое сахарно-ванильное нечто с криминальным оттенком. «Тэли и Толи» «Хорошо Продакшн», 2016 г. Фильм повествует о любви на краю географии: два пограничных села, Ромео и Джульетта, разделенные быстрой речкой, коровки, вино и хачапури/хычины. Свежий фильм с теми же дурацкими стереотипами на кавказскую тему. Картина снята по заезженному лекалу: девушка — юноша — соперник; кони, застолье, пограничники, фактурные старики. Витиеватая речь приветствуется. По устоявшемуся среди кинематографистов за последние сто лет мнению, речевая цветистость кавказцу строго обязательна. Такое впечатление, что режиссера нашли на задворках «Мосфильма», где он спал летаргическим сном с 90-х, отряхнули и вручили камеру. Да-да, долой границы, давайте есть, молиться и любить. И все люди опять братья, сестры, пограничники и пастухи Валико и Шалико. (Последние глуповаты. Режиссер, скорее всего, не очень понимал, что с ними делать. Они совсем несмешные. А замахнуться на «Горбатую гору» постеснялся. Жаль.)

Бежит солдат, горит кизяк, все танцуют на ходу
© «Это Кавказ»