Войти в почту

Фильм Мартина МакДонаха "Три рекламных щита на границе Эббинга, Миссури" (Three Billboards оutside Ebbing, Missouri) - с виду не представляет собой ничего нового, ещё одна история родительской (на сей раз материнской) мести за убийство ребёнка. Но вдохновение, с которым исполнен этот всего лишь третий по счету фильм автора «Залечь на дно в Брюгге»! Но баланс трагического и комического! Но диалоги! Но жир и смак актёрского исполнения! Театральный драматург МакДонах (в МХТ много лет идёт его «Человек-подушка» в постановке Кирилла Серебренникова) не только великолепно лепит сюжет о безутешной, но гордой и крутой женщине, пришедшей в отчаяние от бездействия насквозь коррумпированной полиции и решившей разоблачить ее на указанных в названии трёх огромных рекламных щитах. Он сочиняет и персонажей - так, что даже второстепенные кажутся главными. У МакДонаха играет свою лучшую после «Фарго» роль неповторимая Фрэнсис Макдорманд - даже родной муж Коэн сто лет не писал ей вместе с братом таких ролей. Вуди Харрелсон потрясающе играет больного раком шефа полиции, в соответствии с заветами классиков находя в своём как будто бы отрицательном персонаже человеческие «положительные» черты. То же самое и с куда-то было запропастившимся Сэмом Рокуэлом - он играет тупого полицейского, способного с легкостью невероятной сбросить с балкона неугодного следствию человека, но умудряется обойтись без пародии, пройдясь по самому краешку. Взаимоотношения этих и всех остальных персонажей МакДонах выписывает и выстраивает столь убедительно, что не хочется, чтобы они прерывались - вот кто бы мог написать и снять потрясающий телесериал. Открытый финал, немыслимый в "настоящем детективе", намекает на то, что это возможно. Один из лучших фильмов второй конкурсной секции, «Горизонты», - израильский «Двоюродный брат» (The Cousin) Цахи Града комментирует текущее положение дел между евреями и арабами, когда напряжение между ними вошло в бытовую «мирную» жизнь, вне военных конфликтов. Герой, телепродюсер, всего-то и сделал, что нанял для ремонта своей мастерской молодого палестинского парня. Но стоило хозяину отлучиться, как того обвинили в изнасиловании малолетки и немедленно определили под арест. Продюсер намеревается запустить телешоу, в котором арабы стравливались бы с евреями (хотя, как формулирует его начальник, кому интересны арабы в прайм-тайм?), - то есть он весьма прогрессивен и желает видеть в парне прежде всего личность, а не представителя «неправильной» национальности, на которую сейчас падают все шишки и в его стране, и почти во всякой другой. Он благородно вносит залог, но в глубине души его продолжают есть червячки: кто его знает, чего от них ото всех можно ждать? Устами героев фильм проговаривает важный момент: до Мухаммеда в Мекке обитал Измаэль, сын Авраама и брат Исаака, что означает, что родоначальники современных иудеев и арабов были двоюродными братьями. И на словах все, разумеется, за, но оставить араба ночевать с тобой под одной крышей при этом все-таки страшновато, у героя мгновенно начинаются страшные сны и разлад в семье. Как «Квадрат» Рубена Эстлунда, фильм на ощупь проверяет границы толерантности, которые может позволить себе «культурный человек», вынужденный стискивать зубы, чтобы из него не полезла пошлейшая ксенофобия.

На щите или под щитом
© Комсомольская Правда