Войти в почту

«Посмотрите, что с «Матильдой» творится, а ее еще никто не видел». Продюсер «Тобола» подвел итоги съемок

Картина снята по сценарию писателя Алексея Иванова («Царь», «Географ глобус пропил») и повествует о непростом и противоречивом этапе освоения Сибири и становления российской государственности за Уралом в период правления Петра I. Режиссер фильма Игорь Зайцев известен своими историческими и биографическими телепостановками «Есенин», «Великая», «Чкалов» и другими. Главные роли исполнили известные актеры Дмитрий Назаров, Евгений Дятлов, Дмитрий Дюжев, Сергей Степанченко, Камиль Ларин, Александр Лазарев младший, Агата Муцениеце и другие. В небольших ролях и массовке снялись тюменские и тобольские актеры и статисты. На съемки в тобольских декорациях ушло в общей сложности полгода. В широкий прокат фильм предполагается запустить в конце 2018 года, впоследствии на 1 канале выйдет 8-серийная телеверсия. Сегодня об итогах работы съемочной группы на тюменской земле, трудностях финансирования, проблеме окупаемости исторических проектов и многом другом рассказал продюсер «Тобола» Олег Урушев. Он пообещал, что всероссийская премьера «полного метра» состоится одновременно в Москве, Тобольске и Тюмени. Продюсер подтвердил наличие финансовых сложностей в реализации проекта, о которых много писали и говорили в процессе съемок. «Не знаю ни одного фильма, который бы уложился в первоначальный бюджет, – заметил продюсер. – Есть небольшие перерасходы. Например, снег сошел на 2 недели раньше, чем мы планировали. А показать Сибирь в слякоти мы не могли. Пришлось докупать технику, чтобы завозить снег с полей, производить искусственный снег, хотя под Тобольском мы надеялись получить его бесплатно». Кроме того, за период съемок только на перелеты исполнителей главных ролей из Москвы в Тюмень было потрачено 12 миллионов рублей. «Июль вообще был пиковым месяцем для нас, когда цены на билеты в эконом-класс достигали 25, а иногда и 40 тысяч рублей. А у нас график, съемочный день, и мы вынуждены были соглашаться по такие тарифы. Мы уже начали думать, что занимаемся финансированием авиации», – пожаловался Урушев. Чтобы покрыть возникший дефицит бюджета, производитель взял банковский кредит. Кинокомпания заключила контракт на производство 8-серийного сериала, права на его показ 1 каналу будут переданы в мае 2019 года. Кроме того, подписан инвестиционный договор со студией Yellow Black and White, которая занималась производством сериала «Кухня» и прокатом фильмов в этим же названием. «У меня еще не было такого в продюсерской деятельности, чтобы я еще не закончил монтаж, а уже открыто финансирование проката. В эти дни компания представляет наш фильм на кинорынке в канадском Торонто. В конце сентября «Тобол» будет представлен на рынке в Санкт-Петербурге, а в декабре – на московском кинорынке». Урушев опроверг информацию некоторых СМИ, которые некорректно отразили денежные показатели производства фильма. «Написали, что мы планируем 300 миллионов прибыли. Журналист просто не понимает, чем прибыль отличается от сборов. Чтобы получить такую прибыль, нам бы пришлось установить российский рекорд кассовых сборов и собрать 1,8 миллиарда. А пока наши маркетологи планируют 300, максимум – 400 миллионов кассового дохода. Но надо помнить, что половина от этой суммы уйдет в кинотеатры, 10-15 процентов, то есть от 30 миллионов, забирает прокатчик. И еще около миллиона евро или 70 миллионов рублей пойдут на маркетинг. В лучшем случае до нас дойдет 30-40 миллионов. Но если учесть, что у нас еще есть кредитные обязательства, то прибыли мы, наверное, не увидим». Впрочем, Урушев признался, что не знает ни одного исторического фильма в России, который бы окупился в прокате. «Ни «Викинг», ни «Сталинград» прибыли не получили. Везде есть господдержка. На «Викинг» государство выделило 600 миллионов рублей, плюс столько же кредитных и собственных средств. А заработали они только 500 миллионов. «Сталинград», хотя и собрал в прокате 1,6 миллиарда рублей, оказался в такой же ситуации, потому что производственный бюджет был 30 миллионов долларов. Мы надеемся уложиться в 7 миллионов долларов, если компьютерная графика нас не задушит окончательно», – поделился Урушев. Разъяснил он и историю взаимоотношений со сценаристом «Тобола», писателем Алексеем Ивановым. «Принято считать, что мы снимаем по сценарию, в основе которого лежит роман Иванова. На самом деле все наоборот: сначала сценарий, а потом роман. Еще в 2014 году я заказал ему сценарий сериала на 8 серий, заплатил денег, и он сел писать. Потом я принес готовый сценарий на 1 канал. Там говорят: «Замечательный план романа, ждем сценарий». Дело в том, что Алексей не до конца понимает кинематографические нюансы, фишки. Там должны быть различные «кинообманки», экшн, любовные сцены, паузы, «красивости» и так далее. Тексты великолепные, но техническое задание было другим. Мы говорили, что хотим видеть в фильме. К тому же Алексей с привычной ему эпичностью написал сценарий не на 8 серий, а на 12. Мы попросили сократить, поскольку денег есть только на 8. А это значит, надо сократить практически 3 часа хронометража. Это можно сделать, только удаляя определенные сюжетные линии. Так пришлось пожертвовать линией путешествия Ремезова за кольчугой, Ермака. Гениальная история, отдельный фильм можно было бы снять. Но это уже другая история. Сказали Алексею: давай это уберем, будем все-таки делать «истерн». Отдельно заказали и оплатили сценарий «полного метра». Одним словом, претензий Алексея по поводу съемок мы не понимаем», – сказал Олег Урушев. О том, будет ли Иванов изымать свое имя из титров, пока окончательно не решено, добавил он. Сценарист имеет право сделать это после первого просмотра. «Он уже говорит, что снимает, что не согласен с изменениями в концепции. Но мы по контракту имеем право на эти изменения. В то же время у него есть право, если он с этими правками не согласен, снять свое имя из титров. Такое в кино происходит сплошь и рядом. Замечу, что Алексей, на мой взгляд, не умеет работать в коллективе, потому и возникла такая ситуация», – высказал свою точку зрения Олег Урушев. По его словам, не бывает, чтобы фильм был «от корки до корки» снят строго так, как это задумал сценарист. «Всегда соавтором фильма является режиссер. И то, что предложил Игорь Зайцев, я считаю, сделало картину более современной, кинематографичной и зрелищной. У истории всегда есть две, а то и три концепции, у нас есть герои, которые основаны на исторических личностях, а есть литературные персонажи. Мы все-таки снимаем художественное произведение, надо об этом помнить. Сейчас некоторые пишут, что съемки фильма «Тобол» получились конфликтными. А посмотрите, что происходит с «Матильдой», которую еще даже никто не видел. Да я мечтал бы о таком конфликте, как у этого фильма. Кто не хотел идти на «Матильду», теперь все пойдут. Единственное, поджигать кинотеатры – это уже перебор», – высказался продюсер. Для релиза за границей предполагается адаптировать название. «Это будет не «Тобол», а, может быть, «Начало Сибири» или что-то в этом духе, чтобы было понятнее иностранному зрителю. Сейчас ведутся переговоры с китайскими партнерами, очень хотим попасть там в прокат. Лишний миллион долларов можно заработать. Мы уже объявили китайской стороне, что готовы дополнительно ввести две сцены, где будет фигурировать императорский дворец в Китае, сам император и так далее. Это только придаст масштаба, может быть, в этом примет участие звезда местного кино», – сообщил кинодеятель. Так или иначе, съемки еще не окончены. До конца сентября бригада будет снимать в декорациях столичных дворцов, а в лесах под Москвой предстоит отснять сцену с медведем. «Здесь мы медведя не нашли, везти из Москвы оказалось дорого. Поэтому решили снимать в Подмосковье», – пояснил Урушев. На память о съемках в Тобольске останутся декорации и музей под названием «Посад сибирских старожилов», они войдут в состав Тюменского музейно-просветительского объединения. Одним из экспонатов будет виселица со съемочной площадки с силиконовой копией актера Евгения Дятлова, сыгравшего первого губернатора Сибири Матвея Гагарина. «Мы прожили в Тобольске целую жизнь. Без поддержки правительства Тюменской области фильма бы не было, – заявил киношник, которого с Западной Сибирью связывает работа на телевидении Югры. – Мы пришли сюда 4 года назад с задумкой большого культурологического проекта и встретили здесь понимание».

«Посмотрите, что с «Матильдой» творится, а ее еще никто не видел». Продюсер «Тобола» подвел итоги съемок
© РИА "ФедералПресс"