Войти в почту

8 высокохудожественных авторских ужастиков

14 сентября в российский прокат выходит «мама!» Даррена Аронофского. Респектабельным режиссерам и прежде взбредало в голову создавать нечто изысканное грубыми средствами ужастиков. Строго говоря, это происходит со столь завидной регулярностью, что Киноафиша составила свой хит-парад эстетских кинострашилок. «Кабинет доктора Калигари» (1920) Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари» Хорроры традиционно считаются «низким» жанром. Тем ироничнее тот факт, что фильм, который часто называют первым настоящим ужастиком, по совместительству одним из первых заслужил статус произведения искусства (в подобной почести кинематографу с момента его зарождения долго отказывали). Речь о «Кабинете доктора Калигари» – истории о сомнамбуле, убивавшем людей по прихоти коварного гипнотизера. Немецкий экспрессионизм принял в кино совершенно конкретную форму с густыми тенями и осколочной изломанной реальностью, которая ярче всего проявилась в перекособоченных декорациях фантасмагории Роберта Вине. С тех пор отголоски этой болезненной красотищи всплывают где ни попадя: от американских нуаров до мрачных сказок Тима Бертона. «Суспирия» (1977) Кадр из фильма «Суспирия» Итальянским мастерам джалло (это не разновидность мороженого, а национальный поджанр ужасов) в 60-70-х было скучно снимать бесхитростную резню – их душа требовала прекрасного. Даже самый кровавый гротеск они делали на стиле. Вот и в виртуозных руках Дарио Ардженто байка о злокозненном ковене ведьм в балетной академии стала триумфом цвета, невиданном в хоррорах ни до, ни после. Предельно-насыщенная палитра, где по понятным причинам преобладали красные тона, завораживала глаз, в то время как саундтрек от прог-рок группы Goblin превращал действие в экспрессивный и психоделический клип. «Голова-ластик» (1977) Кадр из фильма «Голова-ластик» Принято считать, что в данном сюрреалистичном кошмаре Дэвид Линч отразил свой страх отцовства. После фильма, где главный герой в перерывах между галлюцинациями нянчит дитятю, похожего на мешочек внутренностей с головой уродливого диплодока, действительно десять раз подумаешь, стоит ли заводить детей. Зато Фрейд был бы счастлив, созерцая, как по экрану мечутся инопланетные сперматозоиды-переростки. Будучи артхаусным ужастиком, картине Линча не нужны резко выпрыгивающие из-за угла чудища, чтобы довести зрителя до икоты. Вполне достаточно жуткой атмосферы, давящей на психику странной какофонией звуков и патологическим визуальным рядом. «Сияние» (1980) Кадр из фильма «Сияние» Хоть Стэнли Кубрик и относился к фильмам ужасов с плохо скрываемой брезгливостью, мэтра прельстил коммерческий потенциал жанра и его ориентированность на широкую аудиторию. Дополнительное утешение режиссер нашел в возможности исследовать темные грани человеческого подсознания. В результате всякие сверхъестественные штуки, творящиеся в отеле, куда по сюжету заселяются герои, слегка померкли на фоне безумного перфоманса Джека Николсона. За постановку Кубрик взялся с привычным маниакальным перфекционизмом. Безупречно выстроенные симметричные кадры, напряженные пролеты, инновационно снятые со стедикама, символизм в использовании цвета и повторяющихся образах – все охнули, когда увидели. Стивен Кинг тоже охнул – но от шока, что от его романа остались рожки да ножки. Его боль мало кто разделил, а картина стала вехой в истории кино. «Дракула» (1992) Данная адаптация имеет репутацию одной из наиболее близких к литературному первоисточнику Брэма Стокера. Боязно представить, сколь далеки от оригинала были менее трепетные экранизации, если даже Дракула в кимоно и с прической гейши воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Экстравагантные и нетривиальные костюмы стали фишкой всей постановки, благо мастерство Гари Олдмана позволяло ему сохранять достоинство в любом одеянии. Фрэнсис Форд Коппола хотел, чтобы картина напоминала «эротический сон». Пожелание легендарного режиссера не лучшим образом сказалось на вразумительности повествования, зато открыло дверь для его визионерских экспериментов: чарующая эстетика готических ужасов услаждает взор все два часа хронометража. Кадр из фильма «Дракула» «О смерти, о любви» (1994) Кадр из фильма «О смерти, о любви» На первый взгляд кажется, что зомби – не самый подходящий материал для философского кино, чью экзистенциальную тоску держит в узде черный юмор, но у Мишеля Соави иное мнение. Итальянский режиссер стажировался у самого Дарио Ардженто, что объясняет высокохудожественность его притчи о могильщике, который по работе отстреливает оживших мертвецов и ищет любви. Неординарная картина напрашивалась бы на пометку «не для всех», кабы не пара грандиозных эротических сцен, которые оценят даже инопланетяне. «Лабиринт Фавна» (2006) Кадр из фильма «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо всю жизнь посвятил поиску скрытой красоты в ужасах. В невыносимо прекрасном «Лабиринте Фавна» он опустился в самую пучину мрака, чтобы найти золотую жилу. Режиссер попроще уравновесил бы кошмары испанской гражданской войны светлой страной грез, но у мексиканского уникума потусторонняя реальность кишит зловещими созданиями так же как и мир людей. Проведя экскурсию по темным закоулкам человеческой души, Гильермо хватает великодушия наградить зрителей мощнейшим катарсисом: поэтически возвыситься над повсеместной жестокостью героине помогает ее детская невинность. «Впусти меня» (2008) Кадр из фильма «Впусти меня» Романтический ужастик с меланхоличным скандинавским колоритом успел выйти незадолго до того, как «Сумерки» накрыли волной соплей и несмываемого позора всю вампирскую тематику. История любви забитого мальчика к дикой девочке-кровопийце на фоне одиноких заснеженных пейзажей получилась пронзительно искренней в более медитативные моменты и подобающе зверской, когда нечисть показывала зубки. Голливуд, вместо того чтобы честно сгореть от стыда со своими гламурными подделками, через пару лет выпустил бессовестный и ненужный ремейк шведской картины. Николай Долгин

8 высокохудожественных авторских ужастиков
© Киноафиша