Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Как снимали «Титаник» Джеймса Кэмерона

1 ноября 1997 года на Международном кинофестивале в Токио состоялся первый показ фильма «Титаник». Драма получила 11 «Оскаров» и на протяжении 12 лет удерживала звание самой кассовой картины в истории мирового кинематографа. Столь небывалый успех обошёлся съёмочной группе дорого во всех смыслах этого слова. Команде приходилось работать в необычайно тяжёлых условиях, а режиссёру — ещё и «выбивать» дополнительное финансирование: затраты на фильм оказались почти в два раза больше заявленных. О том, как проходили съёмки «Титаника», — в материале RT.
Как снимали «Титаник» Джеймса Кэмерона
Фото: RT на русскомRT на русском
Первый официальный показ «Титаника» Джеймса Кэмерона прошёл 1 ноября 1997 года на Международном кинофестивале в Токио. 14 декабря состоялась американская премьера картины, а несколькими днями позднее «Титаник» вышел в широкий прокат. В первый же уикенд фильм собрал в США более $28,6 млн. Он возглавлял американский бокс-офис в течение 15 недель, а всего в прокате находился 287 дней. Прокатчикам даже пришлось менять поставляемые кинотеатрам катушки: старые не выдерживали такой интенсивной эксплуатации.
Общие сборы «Титаника» составили $2,185 млрд — абсолютный рекорд, побить который удалось лишь спустя 12 лет «Аватару».
Фильм был выдвинут на «Оскар» в 14-ти номинациях и стал лауреатом в 11-ти, в том числе за «лучшие декорации», «лучшие костюмы» и «лучшие визуальные эффекты». Всё перечисленное обошлось кинокомпаниям в круглую сумму: итоговый бюджет фильма составил $200 млн. Примечательно, что на строительство настоящего лайнера компания «Уайт Стар Лайн» потратила $7,5 млн (при пересчёте с учётом инфляции — около $150 млн в 1997 году).
Недостаток финансирования
Впрочем, изначально на фильм планировали потратить вдвое меньше. Увеличение стоимости съёмок стало неприятным сюрпризом для киностудий 20th Century Fox и Paramount Pictures. Особенно для Paramount — её руководитель Шерри Лансинг взяла на себя колоссальные риски, чтобы получить часть прав на новую работу Кэмерона. Однако после подписания контракта с «Двадцатым веком фокс», изначально заключившим договор с режиссёром, выяснилось, что «Титаник» обойдётся инвесторам слишком дорого.
В биографии Лансинг, отрывки которой приводит The Hollywood Reporter, рассказывается, как в Мексику, где должны были проводиться съёмки большинства сцен, отправился директор производства Paramount . Увидев, как проходит подготовка к съёмкам и ещё раз проанализировав бюджет, Paramount согласилась выделить $65 млн — то есть половину той суммы, которую в компании считали «наихудшим вариантом развития событий» ($130 млн). Когда траты увеличились ещё больше, и Лансинг, и глава 20th Century Fox решили, что потеряют деньги. Мало того, так думал даже Кэмерон!.. Напряжение между студиями возрастало. Апогея оно достигло, когда выяснилось, что фильм не выйдет к запланированной дате — 4 июля.
Искусственный океан
На съёмках тоже всё пошло не так: строительство корабля затянулось, оператора пришлось сменить на другого, несколько членов съёмочной группы заболели гриппом, а у Кэмерона возник конфликт с продюсером.
В начале работы, прямо перед стартом съёмок в Мексике, в прессе появилась информация, что группа отравилась наркотическим веществом, которое кто-то подмешал в суп из омаров. Всего пострадали порядка 80 человек, многие из них были госпитализированы с галлюцинациями.
Наибольшие сложности возникали во время съёмок сцен, связанных с водой. Сперва режиссёру пришлось помучиться со съёмками глубоководных кадров — они были не только трудозатратными, но и чрезвычайно опасными.
Для съёмок «морских» кадров построили два гигантских резервуара. Находились они рядом с океаном: во-первых, из него было удобно брать воду, а во-вторых — таким образом удавалось запечатлеть реальный горизонт и тем самым сэкономить на спецэффектах. Один из резервуаров составил 250 метров в длину и 27 метров в ширину (именно в него погружался корабль).
В «океане», где тонули герои, уровень воды достигал около метра.
Членам команды, которые были вынуждены сидеть там по не один час подряд, вручили гидрокостюмы. Впрочем, несколько человек от них отказались — например, , впоследствии заболевшая воспалением лёгких.
Некоторые трудности возникли со сценой проникновения воды внутрь корабля: в ней планировалось использовать 40 галлонов воды, однако это количество пришлось увеличить в три раза (и заодно переделать часть декораций, сделав их более надёжными). Сцена внушала команде страх из-за необходимости снять её с одного дубля — повторное воссоздание разрушенного интерьера заняло бы слишком много времени и растянуло и без того баснословный бюджет.
Шпильки и шлюпбалки
Декорации команда Кэмерона создавала не по примеру настоящего «Титаника» (фотографий с него по понятным причинам практически не осталось), а по примеру его «близнеца», лайнера «Олимпик». Некоторые локации — как, например, верхняя палуба, — были воспроизведены в мельчайших деталях, вплоть до оригинальных металлических перил и тяжёлых дверей.
Многие предметы интерьера разрабатывали те же компании, что и аналогичные вещи для затонувшего лайнера. Оригинальному производителю заказали и шлюпбалки — чтобы они наверняка выдержали вес загруженных спасательных шлюпок. Даже деревянные фрагменты, на которых находится Роза в конце фильма, сделаны по образцу хранившегося в музее артефакта.
Художники по костюмам, как и принято в таких случаях, провели месяцы, изучая моду 1912 года и разрабатывая образы для фильма. Тем больнее им было мириться с некоторыми поступками режиссёра. Костюмер Дебора Скотт вспоминает, как однажды Кэмерон заставил актёров массовки, разодетых в прекрасные наряды, великолепные шляпы и ювелирные украшения, броситься в воду — только потому, что ему нужно было «больше людей в воде».
Примечательно, что эффекта намёрзшего льда на героях, по сюжету оказавшихся в воде, удалось достичь благодаря специальному воску и порошку. Они превращались в кристаллы при соприкосновении с водой. Идущий изо рта пар добавляли на компьютере.
«Чужой» нос и рисованный дым
Среди 11-ти «Оскаров», которые получила картина, — награда за «Лучшие визуальные спецэффекты». Лучшие и опять же дорогостоящие: согласно некоторым свидетельствам, Кэмерон, узнав, во сколько обходится компьютерная «дорисовка» носа лайнера, пожалел, что нос не построили вручную.
В общих планах роль «Титаника» исполняла его 14-ти метровая модель. Ландштафт и дым из трубы тоже добавляли на компьютере. Этот лайнер сильно отличался от модели, построенной в натуральную величину (вторая была менее детализированная). Айсберг, разумеется, тоже добавили потом — но для пущей убедительности на палубе рассыпали куски льда.
Удивительно, но закат, на фоне которого целуются Роза и Джек, — самый что ни на есть настоящий.