Ещё
"Неделю ходила обнаженной"
"Неделю ходила обнаженной"
Сериалы
"Богомолов нюх потерял"
"Богомолов нюх потерял"
Сериалы
Стивен Кинг высказался против жюри «Оскара»
Стивен Кинг высказался против жюри «Оскара»
Фильмы
11 искусственных женщин в кино
11 искусственных женщин в кино
Фильмы

Иван Болотников: для кино нет разницы, литовец ты или турок 

Иван Болотников: для кино нет разницы, литовец ты или турок
Фото: Sputnik Эстония
ТАЛЛИНН, 1 дек — Sputnik, . Российский участник таллиннского кинофестиваля PÖFF представил на суд зрителей свою кинокартину «Хармс». Как он рассказал в интервью Sputnik Эстония, фильм повествует о судьбе российского писателя и поэта первой половины XX века Даниила Ивановича Ювачёва, известного под псевдонимом Хармс.
— Какое впечатление сложилось у вас о фестивале PÖFF?
— Сложно судить о репертуаре в целом, о фестивале я сужу по большей части по впечатлениям о тех людях, которые в нем участвуют. Например, встретил здесь известного кинорежиссера Аки Каурисмяки и прочих знакомых мне кинодеятелей: их присутствие — определенный показатель высокого уровня. Я участвую здесь со своим фильмом «Хармс» вне конкурса. PÖFF не имеет права брать меня в конкурсную программу, так как это фестиваль класса A, а в таком — Шанхайском — я уже принимал участие со своей работой «Хармс» и завоевал там два приза.
— Сложно ли со своим фильмом попасть на элитный кинофестиваль?
— Могу ответить насчет своей родины. Из России, полагаю, стало гораздо сложнее куда-то пробиться, мне и русские прокатчики жалуются. Все-таки разлад, который происходит между Россией и частью мира, накладывает свой отпечаток и на кино, всё обострилось. К нам стали более придирчивы. С другой стороны, мир разнообразен, и «Хармс» неожиданно для меня очень успешно начался с Китая, при этом Китай купил все права на фильм для телевидения, для DVD. И даже авиакомпания China Airlines приобрела права на кинокартину, чтобы показывать пассажирам во время перелетов.
— Ваша картина — о писателе и поэте . Почему решили снять фильм именно о нем?
— Хармс — это человек, который проживает абсолютно ни на кого не похожую, свою, жизнь, не ориентируется на то, что его окружает. Обычно мы подлаживаемся под свое время, а Хармс каждую минуту, каждую секунду был самим собой. Когда мне говорят, что он сумасшедший, то я отвечаю, что он — художник. Сохранилось воспоминание , которой часто говорили, что ее муж — известный поэт  — странный. По словам Надежды Яковлевны, это ничто по сравнению с тем, что она увидела в Хармсе. Как-то раз она была на литературной вечеринке, где собрались Хармс и его друзья — Липавский, Друскин, Введенский: все засиделись допоздна, мосты развели, и она увидела, как Даниил укладывался спать. И назвала его поведение «сияющей шизофренией». Сейчас таких людей, как Хармс, называют «перформеры», но в его случае это было не напоказ, а органичной частью его собственной жизни.
Эдит Сепп: в России любят и помнят эстонское кино >>
Творчество Хармса очень нравится детям, его детские стихи, прочитанные мною лет в шесть, запомнились на всю жизнь — хотя тогда я понятия не имел, что это Хармс. В то время книжки стихов Хармса были прекрасно иллюстрированы, лучшие художники работали с его произведениями. В гомеопатии есть определенная полезная доза, которую не стоит превышать, так же и с Хармсом: его невозможно читать много за один раз, но его творения — смешные и страшные — в небольшом количестве необходимы. Кстати, коллеги поэта (, ) отмечали, что в основе своей он классик: хотя Хармс и любил какие-то абсурдные вещи, мистического немецкого «Голема», он также уважал и Пушкина.
— В российских фильмах часто задействованы иностранные актеры. В «Матильде», например, да и в «Хармсе». С чем это связано?
— Что касается фильма , то его выбор вполне обоснован: Матильда была полькой, а в императоре и династии Романовых русской крови, как известно, было минимально. А я и в следующую картину хочу взять интернациональный состав, мне нравится перемешивать, это позволяет взглянуть на всё по-другому. Главное — актер должен соответствовать своей роли, но я не считаю правильным привязываться к национальности. Кино и театр — вещи синтетические: когда британец играл чернокожего Отелло, никто не протестовал. В «Хармсе» замечательно играют литовские актеры Айсте Диржюте и Дарюс Гумаускас, а на съемках мы все очень подружились.
Если помните, даже в советском прокате постоянно были фильмы совместного производства, Италия — Франция, например. Мой «Хармс» — копродукция России, Литвы и Македонии, это позволяет по копеечке собирать деньги на фильм. Кино — это дорого, и нужны разные карманы, чтобы собрать необходимую сумму. В России когда-то деньги водились, но сейчас, повторюсь, стало сложнее.
(Стоит заметить, что Айсте Диржюте, сыгравшая Марину Малич, рассказала корреспонденту Sputnik Эстония, что в Литве Хармс популярен и она с детства знакома с его творчеством. Самого же Даниила Хармса сыграл и озвучил с небольшим акцентом поляк  — Ред.).
— А ваш будущий фильм «Пальмира» тоже копродукция?
— Да, часть съемок будет проходить в Сирии, то есть сирийская кинокомпания принимает непосредственное участие, но будут и другие страны. На главную роль я просматривал, к примеру, турецких актеров. Кстати, Стамбул принял сколько-то миллионов арабских беженцев, на каждом шагу в Стамбуле арабские ночные клубы и дискотеки, а отношения, по словам турок, между Сирией и Турцией сейчас натянутые. Но когда я советовался с сирийским партнером — известной арабской актрисой Сулаф Фавакерджи — по поводу того, чтобы главного героя теоретически сыграл турок, она дала добро. Понимаете, страны могут воевать или находиться в конфронтации, но это не касается отношений между людьми. Важен выбор режиссера, надо, чтобы подходил актер, а кто он будет — дагестанец, араб, турок или испанец — не так важно.
Режиссер
— «Хармса» можно увидеть только на фестивалях?
— «Хармс» — авторское кино, такие фильмы действительно обычно идут только по фестивалям. Но «Хармс» вышел на экраны кинотеатров, прошелся по всей стране, и я нахожу много откликов из регионов. Пусть по одному-два показа в день, но показывают — и не только в Москве и Питере. Ниша авторского кино развивается, есть умные прокатчики, у которых есть смелость показывать людям фестивальное кино. Да, блокбастеры — это 95%, но есть и «щепотка соли» в количестве 5%, при просмотре которой зрителю нужно уметь думать.
— Какое кино вам по душе?
— Огромное впечатление произвел на меня фильм моего покойного педагога Алексея Юрьевича Германа «Хрусталёв, машину!». Но фильмы я смотрю не как обычный зритель, а как режиссер. Например, в целом кино мне может не нравиться, но я могу домысливать что-то, нахожу интересную актерскую работу или какое-то оригинальное решение. Иногда я увлекаюсь и забываюсь, но во мне все-таки есть режиссерский взгляд: вот если это сделать так, это — иначе, а этого поставить сюда, то может быть…
— Раньше вы снимали и документальное кино, что можете сказать о ситуации с таким кино в России?
— «Хармс» — мой дебют в игровом кино. Раньше на документальные фильмы выделяли намного больше денег, сейчас объемы грантов значительно сократились, известная студия «Центрнаучфильм» существует лишь номинально. То, что показывают по телевидению, — это не документальное кино, а передачи: там говорят, что хорошо, что плохо, а документальное кино — отдельный жанр со своей историей, и он нравится многим людям даже больше, чем художественные фильмы. Так что есть талантливые документалисты в России, которые находят деньги и возможности для съемок, но документальному кино на моей родине сейчас, конечно, тяжело.
— А предводитель восстания Иван Исаевич Болотников не ваш родственник?
— Мой замечательный дедушка родом из Пензенской губернии, а в деревне Зиновкино, где он родился, все были Болотниковы. Мой дядя — легендарный советский бегун Петр Григорьевич Болотников. Не знаю, имею ли отношение к деятелю Смутного времени, но не исключаю. Хотя Россия большая, это не маленькая Эстония, и Болотниковых в России много.
— Кстати, об Эстонии. Бывали уже тут?
— Был примерно в 1990 или 1991 году, когда Эстония получала или уже получила независимость. За это время Таллинн стал более респектабельным и буржуазным, но ему это идет. Также он компактный, тут всё близко, потеряться тут сложно — это удобно для жизни.
Видео дня. Как сложилась судьба юного актера—«нахаленка»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео