Ещё
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Angry Birds 2 в кино
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Человек-Паук: Вдали от дома
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Страшные истории для рассказа в темноте
Триллер, Ужасы
Купить билет
Руслан и Людмила: Перезагрузка
Мультфильм
Купить билет
Дора и Затерянный город
Приключение, Комедия, Детский
Купить билет
Анна
Боевик, Триллер
Купить билет
Синяя бездна 2
Приключение, Ужасы, Драма
Купить билет
Мёртвые не умирают
Фэнтези, Комедия, Ужасы
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
Драма
Купить билет
Паразиты
Триллер, Трагикомедия
Купить билет
История игрушек 4
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Бойцовский клуб
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Добро пожаловать в Рим
Комедия
Купить билет
Солнцестояние
Детектив, Ужасы, Драма
Купить билет

Андрей Мерзликин: «Я бы в детство вернулся» 

Фото: Вечерняя Москва
У актера театра и кино сейчас «шукшинский» период. На сцене театра «Русская песня» он играет роль Егора Прокудина в спектакле «Калина красная».
Его партнерша — . И так совпало, что он исполнитель главной роли в постановке «Человек Земли» — биографическом спектакле о . Но разговор с корреспондентом «ВМ» у Мерзликина получился не столько о его ролях в театре и кино, сколько философский — о жизни и людях, с которыми его сводила судьба. И как он менялся после этих встреч.
— Андрей, как пришла к вам роль Егора Прокудина?
— Когда мне предложили эту роль, я сначала отказался. Уже через некоторое время, когда пришло осмысление, что такими темами не разбрасываются, я сам набрал телефон художественного руководителя театра «Русская песня» Надежды Бабкиной и сказал: «Надежда Георгиевна, простите меня, дурака, я возвращаюсь к вам, чтобы работать». Она обрадовалась. Уже на следующий день мы вместе с ней репетировали спектакль. Поддержкой и приятным удивлением стал для меня режиссер , с которым я раньше не работал.
— Режиссер спектакля «Калина красная» очень талантливый…
— Одно дело — слышать о таланте режиссера, а другое дело — видеть это в действии. Дмитрий направлял и поддерживал и меня, и Марию Шукшину, и всех участников спектакля. Кстати, на сегодняшний день тот спектакль, который видели зрители — только пробы. Или, как говорят в театре, прогоны. Каждый день идет титаническая работа, что-то подчищается, что-то удаляется. Появляются новые акценты. Но куда страшнее Маше Шукшиной, потому что и повесть написал ее отец, а мама уже сыграла эту роль. Если честно, вообще не понимал, как Маша решилась на такое. Но она истинная дочь своего отца. Василию Макаровичу принадлежит фраза: «Смел, и потому я прав».
— Словом, вы за то, что «кто не рискует — тот не пьет шампанское»?
— Считаю, что не надо бояться обсуждений: что скажет зритель, коллеги. Если в своем сердце ты честен, чист перед Богом, если с любовью относишься к автору и к материалу — надо браться за дело. И делать его на совесть.
в интервью «ВМ» сказала о том, что Мария похожа на своего отца, что она такая же трудолюбивая, каким был Василий Макарович?
— На мой взгляд, Мария трудолюбива именно как актриса, тем более надо отдать должное, это ее первый выход на сцену. А то, что она трудолюбива, испытали на себе все — и режиссер, и партнеры по спектаклю. Включая меня.
— «Калина красная» — не первая ваша театральная работа по Шукшину. Почему ничего не говорите об авторском спектакле, рассказывающем о жизни Василия Макаровича?
— Моноспектакль «Василий Шукшин. Человек Земли» — это трехчасовое действо. В этой постановке участвует 150 человек. Драматургия спектакля соткана из писем Василия Макаровича, где он рассказывает о своей жизни другу, матери, брату. Или это просто публицистика, которая была однажды где-то им напечатана. Все это позволило нам открыть образ другого Шукшина. Местами в постановке есть даже хлесткая правда о нем самом. И все это позволило нам сделать потрясающую партитуру и драматургического, и музыкального характера. Причем основываясь именно на музыке, которая была однажды использована в фильмах Шукшина.
— Музыка в спектакле — живая?
— 32 музыкальные композиции исполняет оркестр, которым дирижирует мой друг и автор спектакля . Еще есть танцевальный коллектив и хор. Благодаря музыке я совершенно не боюсь стоять один на один со зрителем с монологами Шукшина. А еще параллельно идет видео. Или как сейчас говорят — видео-визуальный контент. В первой части он соткан из географии мест, где был Шукшин — Москва, Екатеринбург, село Сростки на Алтае, где родился и вырос Василий Макарович, город Бийск. Во второй части зритель видит отрывки из фильмов и его интервью. Все это говорит о том, что мы хорошо потрудились и сделали хорошую работу по исследованию жизни Шукшина.
— Ваш спектакль еще и просветительский.
— Было бы здорово, если бы зрители прочитали все восемь томов литературных произведений Шукшина. Но это маловероятно. Зато за один театральный вечер можно открыть для себя новую грань Шукшина. От себя скажу, что наравне с Высоцким, Шукшин является одним из исполинов конца ХХ века, носителем русской культуры.
— Когда вы учились в театральном институте, возможно, вам говорили о том, что у вас «природа Шукшина» и вы можете играть его героев?
— Для меня Шукшин — мыслитель, философ. Не могу не сказать о том, что меня возмущает, когда по некоторым федеральным каналам используют имя Шукшина как тему для ток-шоу. Ведь Василий Макарович отличается еще тем, что все его творчество — о совести. И сам он был совестливым человеком. Эта тема, кстати, хорошо отображается в «Калине красной». Главный герой — рецидивист. Но именно его совестливость, его открытость, искренность и честность по отношению к себе позволили ему изменить свою жизнь и стать таким героем, над судьбой которого плакали и плачут до сих пор. И сейчас мне жалко его, потому что он пришел к осознанию: величайший грех человека на земле — это грех предательства матери. И он понимает, что никогда это замолить уже не сможет. Может быть, это не совсем предательство. Но грех — однозначно.
— Как вы считаете, за все ли в жизни нужно платить?
— Жизнь сама так устроена, что человек за все платит. Жизнь — жесткая штука. И человек рано или поздно платит за все свои слова, поступки, даже за свои помыслы. Это не значит, что я такой весь праведник. Нет. Мы все живые люди, тем более актеры. Мы вынуждены исследовать жизнь других людей, но исследуя жизнь других людей, невозможно не исследовать свою собственную, иначе не будет тогда критериев и понимания, как ты собираешься работать. Практика показывает, что надо жить не только своим опытом, но и опытом своих родителей, друзей, людей, чьи книги ты прочитал.
— Если бы вам предложили сыграть великого человека, согласились бы? Например, Сергей Безруков сыграл целую плеяду знаменитостей.
— Около года шла работа над проектом о жизни Горького. Была предложена моя фамилия на главную роль и даже утверждена. Я в эту роль уже был сильно интегрирован — много прочитал о жизни Горького и его окружении. Но потом все это куда-то ушло. Сейчас очень много проектов «уходит» в связи с какими-то проблемами. Но открою секрет — в этом году я играл в кино драматурга . Посмотрим следующим летом, что получилось.
— А вы можете сказать, что вы смелый человек? Или смелый артист?
— Что такое смелость? Это когда человек испытал страх, а потом его преодолел. Но если человек просто смелый, отчаянный, то иногда это можно назвать глупостью. Я понимаю, что испытываю тот самый рефлекторный страх, но не позволяю ему стать ужасом и руководить мной, преодолеваю это и иду вперед. Это маленькие мои подвиги и победы над самим собой.
— Кстати, Шукшин и Вампилов встречались в жизни.
— Интересную историю рассказал , с которым мы сейчас играем в «Калине красной». Сидим в одной гримерке, и Сергей Петрович говорит: «Знаешь Андрюш, был у меня случай. Я уже тогда снимался, а Василий Макарович жил у меня дома. Еще ничего не сделал, ничего не снял, был молодой и подающий надежды. И вот я снялся тогда у  — деньги появились. Мы пошли в общежитие, там какой-то поэт стихи свои читал». Сергей Петрович тогда еще не знал, кто это.
Только лет 15 лет спустя, обсуждая этот случай с друзьями, выяснилось, что поэтом был . А он дружил с неким Сашкой, который бегал в магазин за «добавкой». И вот только через полтора десятилетия он узнал, что «Сашка» тот — будущий драматург Александр Вампилов".
Я слушал и думал: «Какая потрясающая зарисовка: общежитие, один читает стихи — Рубцов; другой бегает в магазин за „добавкой“ — Сашка Вампилов; их слушают еще ничего не снявший Василий Шукшин и уже снявшийся у самого Сергея Бондарчука — Никоненко».
В этой истории как бы ничего нет, а я вижу во встрече этих людей свою закономерность. Они же — как кометы в судьбе друг друга — проскочили и полетели дальше, породили какие-то свои вселенные, свой космос. И вот я сижу в гримерке и понимаю, что эти кометы только что мимо меня пролетели.
— Так вы снимите фильм про эту встречу? Вы же очень талантливый режиссер, я смотрела фильм «GQ» про зависимость человека от интернета.
— Это пока мой единственный опыт. Не могу сказать, что считаю себя режиссером. Это профессия, которой нужно учиться. Я ведь понимаю, что корень моей профессии — игра. И мне очень хочется во все это «поиграть». Но кинематограф — это очень дорогая «песочница». Это серьезный бизнес. Чтобы решиться на это, надо понимать, что у тебя за материал, из-за которого я смогу подвергать риску чьи-то финансы. Я вот считаю, что творческая личность, простите за сравнение, — как корова. Ест-ест, пока вымя не заболит. Видел ли читатель, как мычит корова, которую долго не доили? А я видел, и это потрясающе. Ей нужны крепкие руки доярки. И творческая личность должна быть как недоенная корова. Когда ты выходишь на сцену и хочешь произнести текст не потому, что ты его выучил, а потому, что просится наружу, — тогда получается что-то стоящее. Это не значит, что я всегда так делаю, нет, но я к этому прихожу. Всю свою творческую жизнь мы разные вещи делаем, и на ходу что-то, и быстро, и иногда отчаянно.
— Где сейчас снимаетесь?
— Последнее время целиком мои мысли были заняты репетициями и игрой в спектакле «Калина красная».
— Андрей, вам больше нравится сниматься в кино или играть в театре?
— Хороший актер — это опыт. Но если в тебе живет корень профессии, игра, зритель это чувствует. Он видит, что тебе не скучно, тебе самому нравится играть, тебя прямо распирает… Я вот вспоминаю спектакль с  «Предательство». Вот у Максима этот «корень игры» — 150 процентов. Он настоящая вершина актерского существования. И ты зажигаешься от него этой творческой энергией.
— В фильме «Игроки» вы сыграли азартного картежника. А по сути вы — игрок?
— Я вообще не игрок. Абсолютно.
— Мне кажется, что вы очень математический, технический человек…
— Я думаю, что биография не сильно отождествляет меня с реальностью. То, что было в момент получения образования — это всего лишь слова. Относиться к ним серьезно не стоит. И биография человека — тоже слова. Это я уже фактически говорю цитатами из «Калины красной». Потому что все, чему я учился — это были этапы жизни. Но они никак меня не характеризуют, кроме того, что я человек, который вечно что-то ищет, не дает себе скучать, создает ряд проблем и решает их. Тогда я чувствую, что живу. До сих пор так происходит. Для меня потеря комфорта является основой для творчества.
— То есть, вы исследователь?
— Нет, не потому, что я исследователь или авантюрист. Моя творческая природа рождается только от потери комфорта. Я сам себя провоцирую на какие-то вещи, которые бы не сделал в здравом уме. Решусь на что-то, потом подумаю: а зачем я это сделал, мучаюсь. А потом понимаю — раз ввязался, надо делать.
— Вы хорошо сыграли бы каких-нибудь путешественников, исследователей, того же Петра Семенова-Тянь-Шанского…
— Как только это будет актуально в кино или в театре, я с радостью бы это сделал. Но кинобизнес диктует сейчас другие форматы, которые как бы интересны зрителю. Хотя я уверен, что зрителю было бы очень интересно приключенческое кино — это была бы и подростковая аудитория, и взрослая аудитория от 50 лет. Приключенческие фильмы — вот что является основой основ, для привлечения самой широкой аудитории. Люди любят приключения. А богатой почвы для того, чтобы снимать такие фильмы, у нас много. Нам русская литература подарила столько еще не экранизированных приключенческих романов.
— Если бы на машине времени была возможность отправиться в любое время, куда бы вы совершили путешествие?
— Поеду во времена, когда я был маленький, потому что у меня восприятие той страны, в которой я родился и вырос, было детское, а у родителей — взрослое. И вот во времена, когда «деревья были большими», все казалось иначе. Вот туда я бы хотел вернуться. Когда в парках были дискотеки, когда было ощущение, что ты знаешь, кем будешь, когда вырастешь, чем будешь заниматься… Все было понятно, а тут раз — и все рухнуло. Весь мир, в котором я хотел себя представить. Если бы я мог куда-то вернуться — я бы вернулся в детство, посмотреть, работает ли все еще система координат детская и взрослая, и сравнить.
— А вас любили в детстве? Родители, понятно, что любили, а в школе?
— Нет, в школе были проблемы.
— Вы чувствовали по отношению к себе больше любви со стороны общества, окружающих?
— Да, была любовь. Школа почему-то не связана с любовью.
— А вы детям своим помогаете уроки делать?
— Если я начну помогать детям делать уроки, то они поймут: видно, папа сам учился не очень. И ничего, нормально живет. Мне мама еще в первом классе сказала: «Я тебе помогать уроки делать не буду. Сам». И это была моя первая зона ответственности. Вот сам, сам, сам… И я закончил школу. И три образования сверху — два из которых высшие. Во мне характер закладывался изначально, с первого класса. И это была основа воспитания родителей. И это эхо родительского воспитания откликается сейчас в моих детях.
— Есть ли у вас хобби, увлечения?
— Работая сейчас над моноспектаклем о Василии Шукшине, я впервые столкнулся в работе с оркестром. И это не какой-то квартет, а оркестр в 70 — 100 человек. И я открыл для себя и симфоническую музыку и музыку с оркестром народных инструментов. Когда я слушаю оркестр, понимаю, что по-другому стал воспринимать музыку.
Я открыл для себя, что драматическое действие, когда музыка идет вместе с живым словом, оказывает очень мощное воздействие как на зрителя, так и на самого актера. Я открыл для себя новую планету, и я очень хочу, чтобы это не было единственным опытом. Мои мысли сейчас о том, что когда по-настоящему соединяются спектакль и живая музыка, это очень интересно. Это вызывает потрясающие эмоции. Нельзя останавливаться. Надо делать как можно больше подобного рода представлений.
— Где будете отмечать Новый год?
— Я буду работать накануне новогодней ночи. Вечером мы делаем некую драматическую фантазию на тему «Алисы в Зазеркалье» с оркестром, которым дирижирует Юрий Абрамович Башмет. Естественно, вся семья пойдет, дети. Они послушают хорошую музыку. Закончится это где-то в 22 часа. Ну и потом решим, где праздновать Новый год. Или пойдем гулять, или пойдем домой.
СПРАВКА
родился в городе Королев в марте 1973 года. После окончания восьмилетней школы № 22 в поселке Текстильщики поступил в техникум космического машиностроения и технологий, получив специальность «радиотехник». Затем с красным дипломом окончил столичную Академию сферы быта и услуг, освоив специализацию «Менеджмент». После этого поступил на актерский факультет ВГИКа (мастерская Е. Киндинова). На сегодняшний день сыграл более ста ролей в театре и кино. В 2012 году дебютировал в качестве кинорежиссера, сняв короткометражку «GQ» по сценарию .
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен!
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео