Войти в почту

«Гамлет» Григория Козинцева

«Гамлет» 1964 года в меру символичен, в меру реалистичен, «общедоступен», по словам критика Майи Туровской, но не упрощен и не опошлен. При многочисленных кинематографических приемах, использованных режиссером, фильм остался понятным и современным даже спустя полвека после его выхода его на экраны.

Козинцев избавился от всего лишнего в кадре. Внешняя обстановка лишь подсказывает, что действие происходит в абстрактном средневековье, эстетика которого выверена профессионалами по картинам и миниатюрам, но не отвлекает от истории Шекспира.

Уже в начальных эпизодах зрительское внимание обращено на самодовольное выражение Клавдия во время его речи, счастливо-плотскую улыбку Гертруды и печальное, задумчивое лицо самого Гамлета.

Режиссер намеренно выбрал для экранизации более человечный и менее патетический перевод Бориса Пастернака, сократил многие монологи и компенсировал «недостаток информации» игрой актеров.

Работа утвержденного без проб Иннокентия Смоктуновского, юной Анастасии Вертинской — девушки «с затуманенным взглядом средневековых Мадонн», Михаила Названова, Эльзы Радзинь, Юрия Толубеева и многих других действительно впечатляющая.

Черно-белый фильм в эпоху цветного (и более кассового) кино — тоже режиссерская уловка. Григорий Козинцев и оператор фильма, Йонас Грицюс, мастерски воспользовались всем, что было в их распоряжении.

Игра света и тени, отражения, архитектура и природные ландшафты — детали в кадре направляют зрителя. Чего только стоит лестница, по которой Гамлет идет с Горацио перед дуэлью, она почему-то ведет в небо. Пластический образ, придуманный Эйзенштейном, здесь служит предвестником трагической развязки.

Костюмы, при всей своей «незаметности», также символичны: черные одежды Гамлета, наряды королевы Гертруды и, особенно, платья Офелии.

В сцене облачения в траур, девушку заковывают в железный корсет — эмблема жизни героини. Почти детское тело стягивают путы, так же, как неокрепший ум сковывают пошлые замечания отца и наставления брата.

Офелия, сама того не желая, играет роковую роль в судьбе Гамлета, но ей, как и принцу, тесно в Эльсиноре. Тесно по-своему: Офелия, несмотря на «беспомощный ум», умеет любить.

«Гамлет» появился на больших экранах в июне 1964 года, незадолго до лирической повести «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева и первой киноверсии «Обыкновенного чуда» Эраста Гарина.

Несмотря на классический сюжет, «Гамлет» вписывается концепцию оттепельных фильмов. Картина была тепло прията российскими и зарубежными зрителями и критиками. Среди многочисленных наград «Гамлета» — специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля.