Ещё
Первые кадры из сериала по «Стражам» Пратчетта
Первые кадры из сериала по «Стражам» Пратчетта
Сериалы
О чем запрещено шутить в Comedy Club
О чем запрещено шутить в Comedy Club
ТВ
"Оскар" обвинили в потакании режиссерам-мужчинам
"Оскар" обвинили в потакании режиссерам-мужчинам
Фильмы
Все, что известно о сериале по «Властелину колец»
Все, что известно о сериале по «Властелину колец»
Сериалы
(Не)идеальный мужчина
(Не)идеальный мужчина
Фантастика, Комедия
Купить билет
Холоп
Холоп
Комедия
Купить билет
Союз спасения
Союз спасения
Исторический, Приключение, Мелодрама
Купить билет
Камуфляж и шпионаж
Камуфляж и шпионаж
Мультфильм, Боевик, Приключение
Купить билет
Проклятие
Проклятие
Ужасы
Купить билет
Маяк
Маяк
Фэнтези, Ужасы, Драма
Купить билет
Вторжение
Вторжение
Фантастика
Купить билет
Дело Ричарда Джуэлла
Дело Ричарда Джуэлла
Драма
Купить билет
Особенные
Особенные
Комедия
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Фиксики против кработов
Фиксики против кработов
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Иван Царевич и Серый Волк 4
Иван Царевич и Серый Волк 4
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Сквозь снег
Сквозь снег
Боевик, Фантастика, Драма
Купить билет
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Проксима
Проксима
Боевик, Драма
Купить билет
Риф. Новые приключения
Риф. Новые приключения
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Ходячий замок
Ходячий замок
Мультфильм, Аниме, Фэнтези
Купить билет

«Анна Каренина»: от немого кино до голливудского блокбастера 

«Анна Каренина»: от немого кино до голливудского блокбастера
Фото: culture.ru

17 апреля на телеканале «Россия-1» стартует сериал «Анна Каренина» режиссера . Это далеко не первое экранное прочтение великого романа : трагическую историю экранизировали уже более 30 раз. Фильмы о  снимали не только в России, но и в Германии, Великобритании, Франции, США, Аргентине, Египте и даже Индии. Вспоминаем самые яркие картины, снятые по мотивам «Анны Карениной».

«АННА КАРЕНИНА» В ЭПОХУ НЕМОГО КИНО

Лев Толстой стал классиком еще при жизни: в конце XIX века его произведения покорили не только Российскую империю, но и весь читающий мир. Впервые «Анну Каренину» экранизировали за полгода до смерти писателя в 1910 году в Германской империи. Немая кинолента, к сожалению, до наших времен не дошла.

Практически одновременно с немцами в Москве над съемками «Анны Карениной» трудился и отечественный кинематографист — Морис Мэтр. Об этой картине, которая также была безвозвратно утрачена, известно немногое: Анну сыграла актриса по фамилии Сорочтина, а молодого графа Вронского — Николай Васильев.

Вторая попытка экранизировать роман Толстого в России была предпринята в 1914 году компанией «Тиман и Рейнгардт». Роль Анны Карениной исполнила опытная театральная актриса , которая позже эмигрировала во Францию.

Именно в этом фильме в эпизодической роли дебютировала ставшая впоследствии «королевой российского немого кино» . Благодаря этой картине начала стремительно развиваться и режиссерская карьера актера .

И «АННА КАРЕНИНА» С , 1927 ГОД И 1935 ГОД

Легендарная американская актриса шведского происхождения Грета Гарбо сыграла Анну Каренину дважды. В первый раз еще в эпоху немого кино — в 1927 году в фильме «Любовь». Команда сценаристов, работавшая над картиной, написала два финала: трагический для европейского проката и счастливый для американского. В американской развязке Алексей Каренин () умирал и овдовевшая Анна воссоединялась со своим возлюбленным Алексеем Вронским ().

Против счастливой концовки выступал Илья Толстой, сын русского классика, эмигрировавший в США. Сценаристы сами обратились к нему с просьбой отредактировать сценарий, поскольку очень хотели заполучить имя Толстого для рекламы фильма. В титрах сообщалось, что «сын великого писателя и драматурга находит, что роман не пострадал при экранизации», что было неправдой.

Киноведы отмечали, что даже у европейской версии было мало общего с романом Толстого: действие фильма происходило не в 1870-х, когда была написана книга, а в 1920-х. К тому же Каренина познакомилась с Вронским не на перроне, а проезжая мимо него на санях.

Однако сильной стороной «Любви» был актерский состав. Партнеры по кадру Грета Гарбо и Джон Гилберт создали между героями настоящую химию — у актеров были подлинные чувства друг к другу. После съемок фильма пара должна была пожениться, но Гарбо сбежала прямо из-под венца.

Через 8 лет актриса уже учила текст для звуковой «Анны Карениной» режиссера Кларенса Брауна. Роль Вронского исполнил , отношения с которым у Гарбо сразу не задались. Но это не помешало съемочной команде снять фильм, который понравился и критикам, и зрителям. За эту роль Гарбо получила награду NYFCC в номинации «Главная женская роль» и Кубок Муссолини в категории «Лучший иностранный фильм» на Венецианском фестивале.

«АННА КАРЕНИНА» С ВИВЬЕН ЛИ, 1948 ГОД

В 1948 году за «Анну Каренину» взялись и британцы: на экраны вышла лента с Вивьен Ли в главной роли. К моменту съемок она была уже прославленной актрисой с «Оскаром» за лучшую женскую роль в фильме «Унесенные ветром». Сама актриса была недовольна тем, как сыграла Каренину: в интервью она призналась, что так и не почувствовала внутренней близости с героиней. Хотя в жизни самой Ли произошла похожая история — однажды ей тоже пришлось выбирать между мужем и любовником.

Анна в исполнении Вивьен Ли получилась полной противоположностью Анны Греты Гарбо. Она вышла жизнерадостной и веселой любящей матерью и примерной супругой. Как раз за это несоответствие роману картину порицали многие кинокритики. Однако фильм имел ошеломительный успех — зрители штурмом брали кинотеатры.

«Анна Каренина» с Вивьен Ли — это и сейчас настоящее пиршество для глаз. Одежду для героев создавал модный фотограф и художник по костюмам . В конце 1940-х годов в Британии любая ткань была дефицитом, поэтому для пошива платьев Битон и Ли ездили во Францию.

«АННА КАРЕНИНА» С , 1967 ГОД

В 1967 году советский режиссер начал снимать фильм по мотивам романа Толстого и на главную роль пригласил Татьяну Самойлову. Она уже блистала в лентах «Летят журавли» и «Неотправленное письмо» .

Несмотря на то что Самойлова была состоявшейся артисткой, режиссера отговаривали брать ее в актерский состав: полноватая, невысокая, да еще с чересчур раскосыми глазами, Самойлова совсем не походила на утонченную Каренину Толстого. Однако время подтвердило правоту Зархи: от Анны в исполнении Самойловой были в восторге не только зрители, но и отечественные и зарубежные кинокритики.

На роль Вронского режиссер утвердил . Особую пикантность съемочному процессу придавало то, что Самойлова и Лановой уже 10 лет как были в разводе. После съемок Лановой вспоминал: «Нам было легко играть Анну и Вронского, потому что в свое время мы много пережили вместе».

«АННА КАРЕНИНА» С , 1974 ГОД

В экранизации Александра Зархи 1967 года дебютировала в кино звезда балета Майя Плисецкая: она сыграла компаньонку Карениной княгиню Бетси.

Супруг балерины, , написал к этому фильму музыку, которую спустя несколько лет переработал в полноценный балет «Анна Каренина», и в 1972 году Майя Плисецкая исполнила в постановке на сцене Большого театра главную роль. А еще через два года признанные мастера операторского искусства Валентин Пиганов и  сняли балет на пленку.

Помимо блестящего выступления Плисецкой, фильм-балет знаменит еще и тем, что костюмы для него шил сам  — что было грандиозным событием для советской киноиндустрии.

«АННА КАРЕНИНА» С , 1997 ГОД

«Анна Каренина» американского режиссера Бернарда Роуза — одна из самых знаменитых и одновременно спорных экранизаций романа. Многим критикам повествование в фильме показалось скомканным и слишком стремительным.

Смутили экспертов и серьезные расхождения между лентой и романом: например, в фильме у Карениной случился выкидыш, хотя в книге она родила дочь от Вронского. Возмутило их и то, что режиссер изобразил Анну зависимой от морфия. В тексте романа она просила морфий лишь один раз — во время родов для обезболивания, в фильме же она употребляет его намного чаще.

Осуждали и слишком большое количество сцен близости между любовниками: у критиков создалось впечатление, что между Анной и Вронским существовало лишь сексуальное влечение и не было никаких чувств. Однако зрители полюбили эту экранизацию за красоту планов, роскошные костюмы, музыку и утонченную Софи Марсо с ее нелепой челкой, которой в 1870-х просто не могло быть.

Среди всех зарубежных экранизаций романа костюмы и аксессуары «Анны Карениной» Роуза больше других соответствовали моде XIX века. Над ними работал художник по костюмам Маурицио Милленотти, который создал платья по лекалам XIX века в легендарной римской мастерской «Сартории Тирелли».

Имела подтекст и цветовая концепция образов Анны: все они были выполнены в черно-белой гамме. Когда Анна была счастлива, в ее костюмах доминировал белый цвет, а когда страдала — черный.

«АННА КАРЕНИНА» С , 2008 ГОД

Изначально режиссер хотел сделать из «Анны Карениной» продолжение своего фильма «Асса». Но в ходе работы над текстом «Анна Каренина» стала полноценной и независимой экранизацией романа.

Роль главной героини получила Татьяна Друбич — на момент съемок актрисе было 49 лет, хотя, согласно роману, Карениной не было и 30. Картина стала последней работой Александра Абдулова (Стива) и одним из последних фильмов (Каренин).

Но блестящий актерский состав не спас экранизацию от нападок критиков и зрителей — ее сразу посчитали одной из самых слабых за всю историю. Трактовку Соловьева ругали за обрывистость сюжета, скучные декорации и холодность Друбич. Неубедительно выглядела и игра в роли Вронского — его обвинили в отсутствии необходимых молодому графу стати, аристократизма и офицерского обаяния.

«АННА КАРЕНИНА» С , 2012 ГОД

Режиссер картины создал фильм-эксперимент и поместил все события в театральную декорацию: закулисье стало городскими улицами, а место действия обозначалось слайдами с видами дореволюционного Петербурга и Москвы, проецируемыми на огромный театральный задник. К тому же Райт упростил сюжетную линию и характеры персонажей — за что критики и зрители обвинили его в китче.

Но режиссер и не претендовал на создание точной экранизации романа: «Анна Каренина» стала для него лишь поводом поговорить о гниении светского общества и отголосках надвигавшейся революции. Так что даже имя Льва Толстого в титрах стояло не на первом месте, а на втором, после сценариста .

Видео дня. Какой стала внучка Женечка из «Сватов»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео