Ещё
Люди в черном: Интернэшнл
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Унесённые призраками
Мультфильм, Приключение, Аниме
Купить билет
Люди Икс: Тёмный феникс
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Ма
Триллер, Ужасы
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Боль и слава
Драма
Купить билет
Годзилла 2: Король монстров
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Гори, гори ясно
Фантастика, Ужасы, Драма
Купить билет
Рокетмен
Биография, Драма, Музыкальный
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Донбасс. Окраина
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Обитель страха
Вестерн, Ужасы
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Куриоса
Исторический, Мелодрама
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет
Щенячий патруль и Вспыш и чудо-машинки
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Космическое приключение
Мультфильм, Приключение
Купить билет

Татьяна Доронина: нежность 

Фото: Апрель

1. Из рабочих и крестьян

Татьяна Доронина родилась в обычной рабочей семье, перебравшейся в Ленинград из ярославской деревни незадолго до её рождения. Когда началась война, Таня вместе с мамой и сестрой была эвакуирована, а отец отправился на фронт. Он прошёл всю войну и благополучно вернулся домой. Актриса с гордостью рассказывает, как её красавица-мать дождалась отца и «ни разу ни на кого не загляделась», не изменила.

Хотя родители Дорониной были почти не образованы и закончили лишь церковно-приходскую школу, всё лучшее в себе она считает их заслугой. «Родители не считали подвигом, что нам с сестрой дали высшее образование. Они проработали по 60 лет и чуть не дожили до бриллиантовой свадьбы. То, что дали им их родители и ярославская земля, они постарались передать нам. Отношение к людям, к стране. Я горжусь своими „рабоче-крестьянскими“ родителями. И если есть что-то хорошее во мне — это их природа», — говорит актриса.

2. Мечта детства

Хотя родители Дорониной не имели никакого отношения к искусству, сама она с детства мечтала стать актрисой — видимо, так сказывалось влияние города, в котором родилась и выросла. Тем более, что одна из теток Татьяны работала в Ленинградской публичной библиотеке. Она и приучила Доронину к хорошей литературе. Эта страсть сопровождает актрису на протяжении всей жизни. Она благоговейно относится к книгам, а свою любимую, «Евгения Онегина», перечитывает каждый год.

Более трепетные отношения Доронину связывают только с природой и театральной сценой. К последней Татьяна так сильной тянулась в детстве, что после 8 класса отправилась тайком от родителей в Москву — поступать в театральный. С первой же попытки юная актриса прошла творческий конкурс во МХАТ, но без школьного аттестата зачислить её было невозможно. Пришлось возвращаться домой и доучиваться.

Спустя два года Доронина с легкостью поступила едва ли не во все значимые театральные вузы столицы — ГИТИС, МХАТ, Щукинское и Щепкинское училища. Она выбрала школу-студию МХАТ, который, в конце концов, стал главным театром её жизни. Доронина училась на одном курсе с такими актерами как Олег Басилашвили, Евгений Евстигнеев и Михаил Козаков.

3. Прима

Сразу после окончания института Доронина получила несколько интересных предложений о работе. Однако к тому времени она была замужем за своим однокурсником — начинающим актером Олегом Басилашвили, который по распределению был отправлен в Сталинградский областной драматический театр им. М. Горького.

Доронина отправилась в Сталинград за мужем. Через несколько месяцев она получила настойчивое предложение от Г. А. Товстоногова — главного режиссера БДТ. Доронина ответила, что с радостью будет играть в БДТ, если вместе с ней в труппу театра зачислят и её мужа. Товстоногов принял эти условия, и вскоре пара переехала в Ленинград.

Около 7 лет, немного по театральным меркам, Доронина прослужила в БДТ, но именно на его сцене она и стала звездой. Её дебютом была роль Надежды Монаховой в «Варварах» Горького. Потом была Софья в «Горе от ума», Настасья Филипповна в «Идиоте» и другие роли. Доронина была одной из главных актрис Большого драматического театра, и на ней держалась значительная часть репертуара. Многие пьесы Товстоногов ставил специально под неё.

Но в 1966 году Доронина ушла во МХАТ, а спустя ещё 7 лет вышла на сцену Театра имени Маяковского. Впоследствии актриса призналась, что совершила ошибку: «Уход из БДТ — это моя ошибка. Нельзя было предавать режиссера, который выстраивал на меня репертуар», — говорит Доронина.

Но где бы ни играла Доронина, она была примой — одной из самых востребованных актрис советского театра, чья слава не угасала на протяжении нескольких десятилетий. Редкие роли в кино лишь оттеняли главное — театр. Для ценителей (и для себя самой, в первую очередь) Доронина всегда оставалась театральной актрисой.

4. Кинозвезда

Однако было и кино. И вся страна, лишенная возможности смотреть на Доронину на сцене столичных театров, узнала её именно благодаря телеэкрану. Впервые в кино Доронина попала на последних курсах института, сыграв небольшую роль в картине Михаила Калатозова «Первый эшелон».

В течение следующих 10 лет актриса время от времени снималась, но в эпизодических и второстепенных ролях. Только в 1966 году, уже прославившись на театральной сцене, Доронина получила главную роль — в фильме «Старшая сестра». Роль старшей сестры Нади сделала её знаменитой. В кинотеатрах картину посмотрели более 20 млн зрителей, и по опросам журнала «Советский экран» Доронина была названа лучшей актрисой 1967 года.

Следующая роль — в до сих пор знаменитом фильме «Три тополя на Плющихе» — сделала Доронину одной из главных киноактрис страны. Она стала звездой тогда ещё нового для советского кино жанра — мелодрамы, который в полнокровном своём виде и появился только вместе с хрущёвской оттепелью.

Но несмотря на успех и всенародную известность, Татьяна Доронина не спешила сниматься и большую часть сил отдавала театру. Она сыграла ещё несколько ярких ролей, например, в мелодрамах «Ещё раз про любовь» и «Мачеха», но в середине 80-х совсем перестала появляться на киноэкране. Всего за свою карьеру актриса сыграла в 15 фильмах, и менее 10 главных ролей.

5. Нюра

«Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой — знаковая картина и для советского кино, и для Татьяны Дорониной. Простая история. Замужняя деревенская женщина Нюра едет торговать в Москву, где случайно знакомится с таксистом и незаметно для себя искренне увлекается им, попутно переосмысляя отношения с мужем и всю свою жизнь. Счастлива ли она? Может ли дать волю вдруг нахлынувшему чувству?

По-настоящему тонкое кино, драматургия которого почти полностью выстроена на полутонах и умолчаниях. Лёгкие остроумные диалоги, едва случившиеся касания и взгляды, летний московский дождь и необыкновенная «Нежность» в исполнении Дорониной. Один из самых чувственных (и в то же время парадоксально целомудренных) советских фильмов, в котором чуть ли не впервые советская женщина показана не как жена, мать, рабочая и активистка, но как собственно женщина — живая, любящая, страдающая и сомневающаяся.

Центральное событие картины, конечно, — измена, которой так и не случилось, но к которой была готова и внутренне уже отдалась героиня Дорониной. И речь не о банальной интрижке. Для Нюры этот не случившийся московский роман — знак иной судьбы, в котором и шанс всё изменить, вырваться из кажущейся со стороны идеальной (но отчего-то такой одинокой и безрадостной) семейной жизни, и настоящая катастрофа — позор и крушение всего, во что она верит.

Доронина моментально очаровывает зрителя своей простодушной героиней и делает соучастником её душевных терзаний. Причем в кадре всё это передается едва заметно — через интонацию, жесты, касания.

«Три тополя на Плющихе» — очень телесный фильм, лишенный морализаторства. Это и делает его актуальным до сих пор. Страна растворилась, заметно поменялись нравы и характер отношений между мужчиной и женщиной, но эта игра света и тени, желание и страх близости, касания, опять касания и неловкие моменты между, и простая, знакомая всем интрига — придёт, не придёт — всё это нисколько не устарело, и делает фильм одним из лучших в истории советского кино.

Для такого жанра как мелодрама театральное мастерство Дорониной пришлось весьма кстати. И в «Трёх тополях на Плющихе», и в других работах (например, в фильмах «Ещё раз про любовь» и «Мачеха») Доронина сумела тонко и глубоко сыграть любовь, влюбленность, нежность, желание близости и т.д. — она чуть ли не впервые продемонстрировала всю палитру чувства в рамках советской массовой культуры.

6. Влюбчивая

О чувствах Доронина знала не только из книг и спектаклей. Она была сильной, самостоятельной, и очень влюбчивой женщиной с весьма насыщенной личной жизнью.

«Я вообще очень рано стала влюбляться. Мальчик, как и мы, был эвакуированный, только из Москвы. Он поразил меня тем, что, когда учительница читала нам «Ваньку Жукова», он закрылся руками и заплакал. А так как он был при этом еще и самый хорошенький в классе, то начался мой роман. Потом пошло все по нарастающей. Я влюблялась каждый год», — рассказывала актриса.

Первый раз Доронина вышла замуж ещё в театральном. Она прожила 8 лет с Олегом Басилашвили. В эти годы из начинающих артистов они вместе превращались в звёзд театра и кино. Затем Доронина несколько лет прожила с театральным критиком Анатолием Юфитом. Третьим мужем актрисы был драматург Эдвард Радзинский, который написал специально для Дорониной несколько пьес и сценарий знаменитой картины «Ещё раз про любовь». Потом был брак с актёром Борисом Химичевым. В последний раз Доронина вышла замуж в 1982 году за чиновника Роберта Тохненко. Они прожили вместе 3 года.

Актриса никогда не скрывала, что главное в её жизни — театр. Она так и не решилась родить детей и всю себя отдала сцене. «Её характер — это несчастное продолжение её таланта. Как она жила? Каждый день, кроме воскресенья, уходила в театр. Утром — репетиции, вечером — спектакли. В перерывах она не уходила домой, а спала в гримуборной. Когда в театре были выходные, Таня ехала на студию на съемки», — вспоминал Эдвард Радзинский.

7. МХАТ

Особое место в жизни Дорониной занимает МХАТ. В школе-студии при театре она получила образование и после 6 лет работы у Товстоногова стала звездой знаменитой мхатовской сцены. В конце 80-х Доронина сыграла свою роль в драматическом расколе МХАТа: она возглавила ту часть труппы, которая не пошла за Олегом Ефремовым, и с 1987 года является художественным руководителем театра — то есть уже 30 лет.

Доронинский МХАТ, как и прежде, ориентируется на классику. Хотя многие эксперты критикуют руководство Дорониной, отмечая архаичность её художественного подхода и характеризуя ситуацию в театре как «застой», МХАТ остаётся одной из главных театральных сцен в России и сохраняет традиции классического русского театра.

Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео