Ещё

Трагедия и хэппи энд: в 1897 году во Владивосток пришло большое кино 

Трагедия и хэппи энд: в 1897 году во Владивосток пришло большое кино
Фото: АиФ-Владивосток
История сохранила их реальные фамилии — Хегберг и Маржецкий. С «Прибытием поезда» и «Политым поливальщиком» они не рассчитывали на коммерческий успех. Настоящий бум кинематографа случился позже, за несколько лет до революции, когда на экраны вышли фильмы с любовным сюжетом. , , ,  — известные имена актёров того времени. Им подражали в жестах и манерах, стиле одежды и даже в умении танцевать. Экранные герои-любовники, роковые героини сводили с ума почтенную публику. О невероятном шарме немого кинематографа рассуждает историк, коллекционер Дмитрий РЫКУНОВ.
А глазищи-то!
— Дмитрий, вы известный в городе собиратель и ценитель черно-белого кино. А какое место в вашей коллекции занимают картины о любви?
— С неё, собственно, всё и началось. В начале 2000-х годов на DVD вышла коллекция фильмов звезды раннего кинематографа — Веры Холодной. За свою короткую жизнь и молниеносную карьеру она стала безумно популярной. Картины с участием актрисы «Дети века», «Миражи», «У камина» первыми показали в ретро-программе «Синематека» «Ночи музеев» во Владивостоке. Мы воссоздали обстановку иллюзиона столетней давности — с кинопроектором и тапером. Фильмы в ту пору длились по 50 минут, но этого хватало, чтобы довести публику до слёз.
— Чем покоряли публику герои чёрно-белых лент?
— Они шли по наитию, у большинства не было специального образования. Допустим, Холодная в юности занималась балетом, увлекалась спортом, но не только изумительная пластика сделала её актрисой номер один. В ней было и природное обаяние, и неповторимое выражение глаз. А по её личной истории можно было и фильм снять. Известно, что в зените славы она внезапно бросила съёмки, уехав на фронт к своему возлюбленному Владимиру. В 26 лет трагически умерла от «испанки», а супруг пережил её лишь на два месяца. К сожалению, сегодня сохранилось лишь четыре фильма, где она снималась, остальные пропали в эпоху Гражданской войны.
— Мне показалось, что датская актриса Аста Нильсен чем-то напоминает Веру Холодную…
— Тот же женский экранный типаж, покоривший сердца мужчин: брюнетка, способная лишь одним жестом показать силу драматического характера. В глазах — такая концентрация грусти или боли, что слов не нужно. Героини Нильсен — сплошь роковые красавицы. В отличие от Холодной — долгая жизнь. Она прожила 91 год, на склоне лет удалившись в родную Данию, где писала мемуары и ставила спектакли.
Страсть на любой вкус
— А каким был мужской идеал немого кино?
— Неотразимых героев-любовников играл американский актёр Рудольф Валентино. У его ног были поклонницы всего мира, а мужья поклонниц брали с него пример — как себя вести, какие костюмы надевать, как аргентинское танго танцевать. Известные фильмы с его участием — «Кровь и песок», «Молодой раджа», «Орёл», «Сын шейха».
В образе харизматичного денди и соблазнителя женщин предстал на экране и русский актёр Витольд Полонский, он снялся в картинах «Бог мести», «Болотные миражи», «Жертва вечерняя».
Большими кассовыми сборами отличились фильмы с участием датского актера Вольдемара Псиландара, в нашем прокате его звали Гарри Гариссон, он снимался с Астой Нильсен в известной картине «Чёрная мечта». Любили женщины и , сыгравшего в «Аэлите», «Третьей мещанской». В отличие от роковых и порой мрачных коллег по экрану, Баталов был улыбчивым, открытым.
— Почему Чаплина из списка упустили?
— Сэр Чарльз Спенсер Чаплин приватизировал в сознании миллионов мысль о том, что немое кино — только он. Бесспорно, образ смешного бродяги, воюющего со всем миром — гениален. Но есть и другие звёзды той эпохи. Бастер Китон, по уровню таланта ему не уступали.
Первый немой во Владивостоке
— Сегодня старые фильмы смотрятся наивно?
— Поймите, это первые шаги на гигантском поприще. Возьмём десятиминутный фильм русского режиссёра «Жизнь и смерть Пушкина». Он смотрится забавно — с точки зрения знатоков и обывателей XIX века. После выхода киноработы её раскритиковали в пух и прах. А это — первый биографический фильм, он вошёл в историю отечественного кинематографа.
— Вы говорите, большинство фильмов немного кинематографа безвозвратно потеряны?
— Печально, но факт — 70% немых чёрно-белых фильмов в мире не сохранились. Плёнки портились: не соблюдались условия их хранения, они гибли во время пожаров. В России многие картины утеряны с приходом Советской власти. 27 августа 1919 г. Совет народных комиссаров издал указ о национализации кинопромышленности, после чего большинство мастеров кино спешно покинули страну. Гражданская война, разруха, голод. Плёнки с фильмами прятали, сжигали, в лучшем случае — увозили за границу.
— Есть ли информация о лентах, снятых в те годы во Владивостоке?
— Известно, в 1919 г. американцы начинали здесь работать над фильмом по Венедикту Марту. В 1927 г. известный режиссер Валерий Инкинжинов для съёмок фильма «Вор» построил в Приморье декорации корейской деревни. Сохранилась одна из уникальных лент от 1922 г. — парад правительства Меркулова — пышное торжество накануне краха. Пройдут считанные месяцы, придут Советы и сметут всё на своём пути. В архиве кинофотодокументов в Москве обнаружил другие любопытные документальные съёмки из Владивостока — праздник христианского союза молодых людей.
Можно упомянуть и о первой киносъёмке во Владивостоке, которая состоялась в 1901 г. Заезжий француз Матье, поставил киноаппарат возле здания Торгового дома Кунста и Альберса и снимал проходящих мимо людей. Есть надежда, что лента затерялась в хранилищах французских фильмофондов. Только найти её будет довольно сложно. Посмотрят исследователи и сделают вывод: «Какой-то азиатский город, много китайцев ходит».
А в дореволюционные годы во Владивостоке работало сразу несколько кинотеатров: «Мир иллюзий», «Золотой рог», «Мираж», «Декаданс», «Гранд Иллюзион А. Купера»…
ДОСЬЕ
Дмитрий Эдуардович Рыкунов родился во Владивостоке в 1965 г. 1982-1988 гг. — учёба на Кораблестроительном факультете ДВПИ. В 2000 г. окончил исторический факультет ДВГУ. Старший научный сотрудник музея им. Арсеньева, преподаватель курса «История кино» в ДВГАИ (академии искусств), автор исследовательских работ по истории кинематографа в Приморье, автор культурно-просветительского проекта «Синематека».
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео