Войти в почту

«Довлатов» по-германовски: Если можешь убежать - беги!

Жюри Берлинале (так сокращенно называют престижный Берлинский международный кинофестиваль) прокатило ленту «Довлатов» Алексея Германа-младшего. Несмотря на положительные оценки киношной публики, в итоге создателей фильма поощрили только за работу над костюмами, да еще вручили третьестепенную награду от читателей газеты Berliner Morgenpost. Для создателей картины такой расклад очень некстати. Режиссер не скрывает, что после производства фильма остались долги, а один из продюсеров якобы заложил свою недвижимость для возможности завершить съемки. Встает вопрос, как отбить затраты. Неудивительно, что из выхода в прокат «Довлатова» делают событие. Во время съемок картины с помощью популярных СМИ производились многочисленные вбросы, журналисты весьма гостеприимно приглашались на съемочную площадку у заснеженного пляжа Петропавловской крепости, а имя исполнителя заглавной роли держалось в строгом секрете - ради дутой интриги. Выхлоп от такой информационной кампании оказался ничтожным: рекламные перья не смогли избавиться от излишнего пиетета к представителю звездной режиссерской семьи, и всё получилось скучно. Теперь же объявлено: картина будет в прокате только четыре дня. Потом киносети, конечно, смогут объявить дополнительные сеансы. Но всё же не стоит чересчур надеяться: идите и смотрите. Не то упустите возможность насладиться шедевром. И на «Первый канал», курирующий проект, не рассчитывайте: по ящику кино покажут, но не скоро. Как видно, PR-методы всё те же. Но сам Довлатов неспроста считается гением. В его произведениях найдется ответ на многое. По поводу рекламы вышеуказанного кинопродукта вспоминается следующее: «Где больше шума, там и собирается народ. Может, в шуме легче быть никем?». Режиссер Герман предлагает зрителю унылое, серое повествование. В первую неделю ноября 1971 года писатель Довлатов влачит существование в неприязненном к нему свинцовом Ленинграде. То, чего душа просит, - не печатают. А предлагают писать о празднике на судостроительном заводе. Или о поэте-графомане, вся заслуга которого в том, что он - метростроевец, а значит, пролетариат. Дочке нужно купить куклу - а не на что. Писатель пьет, конечно. По ночам к нему приходит Брежнев. А с самого утра в глаза глядит вся бестактность существования в ленинградской коммуналке. Отдельная тема - Бродский. Он рядом. Но скоро уедет - туда. В целом, всё без обиняков. Опять же, говоря по-довлатовски, «клиническая прямота и откровенность быта». Одно «но». Довлатов умел все рассказывать и про себя, и про других с юмором, иронией и самоиронией. Собственно говоря, во многом по этой причине он и востребован как писатель. Повествование Германа плоское, одноплановое. Станислав Говорухин, ругая в свежих новостях фильм «Довлатов», попрекает режиссера серостью продукции, охотой лишний раз плюнуть в сторону советского прошлого, и резюмирует, что фильм - тоска. Трудно не согласиться с мэтром. У которого, правда, собственная киноверсия Довлатова «Конец прекрасной эпохи», мягко сказать, также не задалась. Про актеров. В роли Бродского очень хорош Артур Бесчастный. Он уже создавал образ опального поэта в сериале «Таинственная страсть», а в «Довлатове» явно переиграл исполнителя главной роли серба Милана Марича. Нечего было городить интригу с самого начала. Сложилось впечатление, что Антон Шагин в роли создателя фальшивых стихов вообще не играет. Оттого и органичен. Данила Козловский в образе бравого пилота ли, киевского князя ли, или, как сейчас, - ленинградского фарцовщика - всегда в первую очередь Данила Козловский. Даже если роль трагична. Что уж тут говорить. Прочие исполнители не запомнились. Очень тщательно проработаны антураж картины и костюмы персонажей. Художник и одновременно супруга Германа-младшего Елена Окопная вполне заслужила своего «Серебряного медведя». Больше плюсов в картине не отыскать. Просто удивительно, как режиссер, снявший на заре своей карьеры прекраснейший «Гарпастум» - там даже Козловский показал себя настоящим актером - так сбил прицел на весьма благодарном материале. В результате опять нужно цитировать Довлатова. Зрителю, задумавшему поход в кино в те самые «эксклюзивные» четыре дня проката, скажем: «Если можешь убежать - беги!». А для режиссера, который, может, повелся на преждевременные славословия, найдется другое высказывание: «Город у нас добродушный, все спектакли кончаются бурными аплодисментами». Но нет - не все. Евгений ХАКНАЗАРОВ, интернет-журнал «Интересант»

«Довлатов» по-германовски: Если можешь убежать - беги!
© Интересант