Войти в почту

Романтика убивает «Лето»

Фильм успел стать скандальным задолго до того, как предстал перед кинолюбителями и профессионалами жанра — режиссер Кирилл Серебренников был взят под стражу прямо во время съёмок фильма, а его монтаж делал уже под домашним арестом. Это нисколько не повлияло на драматичность фильма и его кинематографическую ценность. «Лето» — фактически мюзикл о музыке, вернее — о ее способности передавать настроение поколения, веяния новой эпохи. Рассказывая (почти хронографически) об истории легендарного Ленинградского рок-клуба, автор вводит в повествование молодых и не похожих на других Виктора и Алексея — будущих лидеров группы «Кино». Меланхоличный и достаточно популярный в то время Майк Науменко видит в ребятах нечто новое, непонятное еще до конца ему самому, но вместе с тем настолько притягательное и настоящее, что начинает их «раскрутку». В скором времени молодые «рокеры» становятся членами Ленинградского рок-клуба, их зовут на квартирники, записывают песни в студии. Но конфликт между зацикленным на классическом «западном» роке Науменко и молодым «авангардистом» Цоем был неизбежен. «WDSSPR» Кадр из фильма «Лето» К творческому конфликту авторы фильма добавили конфликт лирический: между женой Майка Натальей и Виктором рождается романтическая привязанность. Науменко, в исполнении известного музыканта Ромы Зверя, неотразим своей мудростью и самопожертвованием: он готов расстаться со своей женой и семьёй ради восхождения на музыкальном небосклоне новой рок-звезды. Сама Наталья Науменко прочитав сценарий фильма отметила, что авторы слишком романтизируют их отношения с Цоем, а на самом деле «это был детский сад». И вообще излишняя романтика (если вообще так можно сказать) пронизывает весь фильм. Совместные походы на море, с кострами, гитарами и голыми ночными купаниями, пения в пригородных электричках, хождения по питерским крышам, «нежные» отношения между музыкантами-конкурентами, пьяные квартирники хоть и имеют место быть, но скорее относятся к бытию современных неформалов, нежели стройным будням советских граждан, пусть и музыкантов. Немного ясности в этот вопрос внесла на московской премьере фильма исполнительница главной женской роли (Н. Науменко) Ирина Старшенбаум. По ее словам, начиная работать над фильмом Серебренников чувствовал острую усталость от современного снобизма в обществе, больших и ничем неподкрепленных амбиций нашего поколения. — Было много препятствий в работе над фильмом. Можно сказать, что кино состоялось вопреки. А то, что вопреки — это любовь, — подытожила Старшенбаум. Несомненным достоинством «Лета» стали интересные музыкальные вставки, в исполнении актеров фильма и массовки. Хотя можно было бы и опустить пометку «этого всего не было» — выбивающая драйвовость флэшмобов сама по себе намекает о нереальности происходящего. Радует, что в каждой своей работе Серебренников пытается использовать элементы новаторства. Но абсолютный «авангард» ли это в стиле Цоя, или попытка «обработать» зарубежные аналоги, как у Науменко? Ответ на этот вопрос могут дать лишь профессиональные кинокритики. «WDSSPR» Кадр из фильма «Лето» Стоит также отметить выдающийся актерский ансамбль фильма. Актеры абсолютно органично входят в свои роли и во весь фильм, будь то Никита Ефремов в роли молодого Гребенщикова или Лия Ахеджакова в роли хозяйки «квартирника». Персонаж Александра Баширова, снявшегося и в «Лете», и в «Игле» с самим Цоем, абсолютно правдоподобно пытается внушить молодым музыкантам что-то об «идеологической диверсии прогнившего Запада». Наверное, Серебренников стремится показать нам в этом связь поколений как в общественно-социальном плане, так и с точки зрения актерского ремесла. Точные планы и задумки режиссера станут известны после того, как он вернется в медийное поле. «WDSSPR» Кадр из фильма «Лето» Пока лишь можно констатировать появление еще одной своеобразной новинки отечественного «авторского кино». Возможно, фильм не понравится современным реалистам, чуждым понятию «фантасмагории», но посмотреть его и сделать свои выводы однозначно стоит.

Романтика убивает «Лето»
© News.ru